В России иностранная валюта, похоже, более не может рассматриваться, как стопроцентный защитный актив для сбережений и накоплений. И касается это, как юридических, так и физических лиц.
Как сообщают "Ведомости", на днях Пушкинский городской суд Московской области обязал банк ВТБ 24 пересчитать ипотеку валютной заемщице по курсу не выше 24 рубля за доллар, говорится в материалах суда. Уже произведенные платежи суд обязал ВТБ 24 пересчитать за весь период, когда они превышали курс, "установленный на день заключения договора, – 23,51 рубля за 1 у. е., и зачислить сумму неосновательного обогащения в счет погашения оставшейся части долга". По мнению издания, это первая серьезная победа ипотечных заемщиков над банками.
Особое значение в этой ситуации имеет мотивация судьи. Согласно материалам дела, в 2008 году клиентка банка взяла кредит на покупку квартиры в сумме $164 тыс. Консультируя истицу, банк упоминал о достаточно стабильном курсе доллара США, "что свидетельствовало о выгодности предложенного кредита и определило выбор истицы". Последовавший за этим рост курса доллара суд счел "существенным изменением обстоятельств, из которых истица исходила при заключении договора". Потребитель, по мнению судьи, не мог предвидеть рост ежемесячного платежа, который почти втрое превысил его доход. Банк же, по мнению судьи, нарушил требования закона "О защите прав потребителей", по которым информация о кредите должна содержать цену в рублях. Казалось бы, речь в данном случае идет о достаточно неожиданном, но вполне частном решении суда. Между тем, его последствия могут иметь поистине безграничные масштабы.
Судя по тому, что решение вынесено, вне зависимости от реакции на ситуацию со стороны банка, есть все основания говорить о прецеденте. Прецеденте пересмотра валютного курса задним числом на нерыночных основаниях, в соответствии с некими представлениями о справедливости и законности. По сути, подобное решение ставит под вопрос огромный пласт договоренностей, заключенных между собой физическими и юридическими лицами, стоимость которых зафиксирована в иностранной валюте.
В том случае, если решение суда будет оставлено в силе, пересмотру, для начала, могут подвергнуться все соглашения о валютной ипотеке, и валютные кредиты. Учитывая высокий популистский потенциал самой идеи, она вполне может быть взята на вооружение политиками, позиционирующим себя в качестве защитников интересов должников. Наличие судебного прецедента дает последним хорошие шансы на пересчет займов по "специальному" курсу.
Следующим же этапом может стать еще одно масштабное и далеко не рыночное действие, направленное на этот раз не в пользу, а в ущерб широким массам. Не секрет, что в России в различных кругах рассматриваются варианты "освобождения" населения от валютных накоплений, как в наличном виде, так и в виде валютных депозитов. Это связано, в первую очередь, с желанием финансовых властей иметь полный контроль над находящейся в стране валютой. Сделать это можно только одним способом — так или иначе вынудив граждан продать свои валютные накопления за рубли. Причем, по выгодному для государства курсу.
Наличие прецедента пересмотра ранее заключенной сделки на основании неких реальных, или выдуманных обстоятельств, превращается в безотказный инструмент, позволяющий, при необходимости, насильственно конвертировать валютные депозиты населения и предприятий, по установленному самим государством курсу. Так, например, в случае взлета курса доллара до условных 80 рублей, держателям валютных депозитов вполне могут предложить переоформить их в рублевые. Причем, не по текущему курсу (80 рублей/$), а по курсу, например, на день заключения договора, который может оказаться существенно ниже текущего. Поводом к тому могут стать кризисная ситуация (как это было в конце прошлого года), или просто необходимость пополнения валютных запасов.