Санкции, введенные США и ЕС в отношении России, существенно изменили картину на отечественном инвестиционном рынке. Впрочем, это вовсе не означает, что данную сферу ждет неизменный коллапс. Свято место пусто не бывает, а пусть даже и временное вычеркивание России из экономических планов ведущих западных компаний, может стать проблемой лишь для них самих, так как их потенциальное место и долю на российском рынке уже занимают другие.
Экономический стресс, вызванный последствием санкций, привел к началу перестройки мышления российского бизнеса и представителей власти. Особенно на местах. В результате, все чаще можно слышать о том, что иностранные инвестиции приходят в Россию не от европейцев и американцев, а от партнеров из других стран. И самое интересное, что их объемы и отраслевое ориентирование таковы, что есть вероятность, что новым партнерам не составит труда занять определяющие доли в целых секторах российского рынка.
Классическим примером тому стала состоявшаяся вчера закладка второго на территории России завода турецкой компании KASTAMONU, входящей во всемирно известный холдинг HAYAT. KASTAMONU входит в пятерку крупнейших компаний деревоперерабатывающей отрасли в Европе. Компания специализируется на производстве древесных плит МДФ, ДСП, ламинированных напольных покрытий, дверных накладок и мебельных панелей. Ее годовой оборот в 2014 г. составил $1,4 миллиарда. В Калужской области завод компании будет построен в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Людиново". Объем инвестиций составит порядка $200 миллионов.
Завод расположится на территории площадью 70 гектаров. После выхода на проектную мощность предприятие будет выпускать порядка 1,8 млн кубометров древесно-плитной продукции в год (МДФ, ДСП, ОСП, ламинированные напольные покрытия). Основная часть производимой продукции предполагается реализовывать в России, и около четверти ее будет направлено на экспорт в страны Азии и Европы.
Как уже отмечалось выше, это не первый завод турецкой компании в России. В Татарстане в особой экономической зоне "Алабуга" уже работает сооруженный в кратчайшие сроки завод по производству МДФ и ламинированных напольных покрытий. По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, именно реализованный в "Алабуге" проект, побудил его к переговорам о строительстве второго завода в ОЭЗ "Людиново".
"Эффективное сотрудничество России и Турции в экономической сфере уже позволило успешно реализовать ряд проектов KASTAMONU в республике Татарстан, - отметил вице-президент KASTAMONU Онур Гювен. - Это послужило толчком для дальнейших инвестиций компании в России. Решение приступить к строительству очередного деревообрабатывающего производства именно в Калужской области было обусловлено географическими и логистическими особенностями региона. Здесь созданы благоприятные инфраструктурные и экономические условия для реализации нового инвестиционного проекта по производству древесных плит. Не менее значима и важна для нас поддержка руководства Калужской области".
Данный проект показывает, насколько выгодным для обеих сторон может оказаться подобное сотрудничество. Это объясняется сочетанием сразу нескольких факторов, таких как, отсутствие серьезных политических противоречий между странами (чего недостает в отношениях России и Запада), наличие богатой сырьевой базы (для производства требуется нетоварная древесина, каковой избыток в лесах Центральной России), наличие инфраструктуры, недорогой квалифицированной рабочей силы и относительная слабость российского рубля. В качестве необходимого условия турецкой стороной рассматривается организация производства в ОЭЗ, что обеспечивает определенный набор налоговых и других льгот.
Российская сторона, в лице Калужской области, получает еще одного крупного и богатого иностранного инвестора, налоги, дополнительные рабочие места для населения, а так же участие в глобальном процессе производства и экспорта конкурентоспособного товара. Общаясь с журналистами, Онур Гювен не скрывал, что компания внимательно смотрит на рынок Казахстана и других стран среднеазиатского региона. Учитывая, что данный рынок практически безграничен, а организовать производство непосредственно на нем, из-за отсутствия сырья, невозможно, российские заводы KASTAMONU приобретают едва ли не стратегическое значение. Это, в свою очередь, означает, что нынешние инвестиции вряд ли будут последними.
Вывод из происходящего достаточно очевиден: охлаждение отношений с западными инвесторами не повлекло за собой экономической катастрофы в России. Образовавшийся вакуум постепенно заполняется новыми игроками, готовыми работать на весьма выгодных для российской стороны условиях. Более того с новыми партнерами, у страны появляются возможности поучаствовать в новых, ранее недоступных для нее экономических процессах, на совершенно новых рынках.