Как заявил во вторник, 2 июня, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, несмотря на то что Россия всегда была противницей ограничительных мер, считала их неэффективными, абсурдными и обоюдоострыми и никогда не старалась к ним прибегать. Однако санкции в отношении Евросоюза введены, и пока речи об их отмене нет, отметил он.
Речь идет о санкционном списке, переданным недавно Москвой ЕС в качестве документа для служебного пользования, вокруг которого уже разгорелся скандал из-за легкомысленного отношения европейских политиков к позиции Москвы о неразглашении данного списка. Он вызвал бурю эмоций в европейских парламентах, как будто для них это было неожиданной новостью. Хотя об ответных мерах было заявлено еще момент, когда ЕС решил присоединиться к санкциям США.
По словам Сергея Лаврова, список не предавался огласке, потому что Москва не хотела брать дурной пример с громким объявлением всех имен. Список просто был, и о его существовании стало известно, когда депутат Бундестага Карл Георг Вильман получил отказ на въезд в страну в аэропорту "Шереметьево".
Сразу после этого события европейская сторона потребовала объяснений, в результате чего им и был передан документ, содержащий список из 89 человек, для которых въезд в страну был ограничен. Также было добавлено, что российская сторона не желает широкой огласки, а любой дипломат или политик, собирающийся в Россию, должен просто запросить в консульстве данные о том, что может ему помешать. С этого момента и начался весь шум. Европейские парламентарии отнеслись несерьезно к просьбе о неразглашении, и достаточно скоро документ попал в СМИ и был предан широкой огласке.
В адрес России посыпались обвинения в необоснованности этого списка, хотя определенная часть лиц попала туда за то, что поддерживала государственный переворот в Украине. По словам Лаврова, сложилась абсурдная и неловкая ситуация. Тогда как в список европейских санкций каждый российский политик попал заслуженно, европейская сторона полагает, что у России нет причин для того, чтобы запретить въезд европейским.
"Они ведь живут по принципу "А нас-то за что?". Мы-то можем всех наказывать, мы же эталон. А все остальные должны слушаться и учиться. Они же нас учат, воспитывают. Спасают несчастных папуасов от их папуасской сущности. Поэтому психологически они страшно расстроены и рассержены. Папуасы решили тоже их пересчитать", - комментирует генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
"Сам тон очень странен. То есть с одной стороны, когда подобные действия предпринимают западные страны, ЕС, США, почему-то мы должны на это реагировать. Я считаю, что это вполне адекватно. Более того, это нормально в существующей практике. Не мы это начали", - рассуждает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
К сожалению, к Европе постепенно приходит осознание того, что ее попытки воздействия на Россию оказались неэффективными, а зависимость Москвы от Брюсселя была сильно переоценена. Санкции нанесли самой Европе ущерб в размере €21 млрд, и это прямые убытки. А Соединенные Штаты, когда речь идет о финансовых потерях, способны действовать в обход собственной идеологии.
"В то время, когда Европа пытается стабилизировать экономическую ситуацию, сложившуюся в результате антироссийских санкций, американские компании продолжают разворачивать свою деятельность на территории РФ. При этом немецкие концерны должны нести двойную нагрузку: справляться с последствиями санкций и что-то делать в свете переориентации Кремля на Восток", - пишет германская Der Spiegel.
Нынешнюю позицию отказа от сотрудничества с Россией критикуют и бывшие видные деятели Европы. Экс-канцлеры Германии Герхард Шредер и Гельмут Шмидт заявили, что это ошибочное решение и Европе следует проводить свою политику, выстраивая нормальный диалог с Россией, а не отказываясь от нее. Гельмут Шмидт также заявил, что было глупо не приглашать Россию на саммит G7, поскольку, по его мнению, без нее саммит не имеет смысла. Он сказал, что, если бы ее пригласили должным образом, Россия согласилась бы принять участие в саммите в Эльмау 7 - 8 июня.