Пилоты малайзийского "Боинга" могли видеть ракету

Читать в полной версии →
Концерн "Алмаз-Антей" проанализировал, какой ракетой был сбит авиалайнер, совершавший перелет из Нидерландов в Куала-Лумпур, в небе над Донбассом

Российский концерн ПВО "Алмаз-Антей" недавно опубликовал в открытом доступе свою презентацию на 53 слайда, где он проводит анализ того, ракета какого типа, чем и откуда выпущенная, сбила малайзийский "Боинг". Концерн занялся этим докладом, чтобы в итоге оспорить решение Евросоюза о внесении его в санкционный список.

Главный тезис заключается в том, что ракеты подобного типа уже три года не выпускались на территории России к моменту создания концерна, и он не занимался поставками оружия в Украину.

Согласно данным, опубликованным в презентации, экипаж самолета вполне вероятно мог видеть в последний момент приближающуюся к ним ракету. Эта информация основывается на баллистическом исследовании, которое провел концерн. Согласно этому исследованию, ракета типа 9М38М1 взорвалась перед носом лайнера и была запущена с установки "Бук-М1". Данные зенитные комплексы и ракеты, как отмечает концерн, присутствуют на постоянном вооружении сил Украины, тогда как в России такие ракеты уже 15 лет не используются.

Тип ракеты подтверждается в этой же презентации путем анализа характера нанесенных ею повреждений. Во-первых, рассматривается характер повреждений, нанесенных осколками. Сравниваются остатки корпуса самолета с корпусом испытательной модели, которую специально для этого исследования собрала корпорация. Посредством этого исследования было установлено, что тип повреждений одинаковый.

Во-вторых, рассматривался общий характер повреждений, нанесенных ракетой. Ракета данного типа наносит при взрыве повреждения типа "скальпель", когда выбрасываемая из боевой части ракеты шрапнель фактически отрезает часть обшивки. Именно такое повреждение нанесено борту "Боинга" - правая часть кабины была "отсечена".

Полная презентация, как уже было отмечено, состоит из 53 слайдов, на которых изложен большой объем информации, в том числе вычислительной, и весь относится к вопросам предмета, сбившего самолет, субъекта, запустившего эту ракету, и траектории полета ракеты, с дальнейшим приблизительным определением места запуска. Презентация разбита на четыре части — тип ракеты, повреждения самолета, курс ракеты, район запуска.

Второго июня "Алмаз-Антей" назвал марку сбившей "Боинг" ракеты. Вероятнее всего, это была зенитная управляемая ракета типа 9М38М или 9М38М1 комплекса ПВО "Бук-М1", следует из презентации концерна. При попадании ракеты в самолет поражающие элементы поразили весь салон: от кабины пилота до хвоста.

Также гендиректор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков заявил, что ракета комплекса "Бук-М1" могла принадлежать только Украине, в России ее сняли с производства в 1999 году. "Данная ракета комплекса "Бук" была снята с производства в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было", - сказал он.

Пассажирский "Боинг 777" авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился в Донецкой области 17 июля 2014 года. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 298 человек. Публикация окончательного доклада о причинах катастрофы запланирована на октябрь 2015 года.

Сбор обломков разбившегося лайнера завершился в конце апреля, а последние останки погибших были доставлены в Нидерланды в начале мая. Девятого сентября Нидерланды опубликовали результаты предварительного расследования. По данным экспертов, самолет "развалился во время полета в результате структурного разрушения, вызванного воздействием извне". При этом свидетельств, что крушение было вызвано техническими неполадками или ошибками экипажа, нет.

В октябре 2014 г. немецкая разведка пришла к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ополченцами. Согласно версии немецкой стороны, ракета была выпущена при помощи комплекса "Бук", который ополченцы захватили в одной из украинских воинских частей. Она взорвалась в воздухе в непосредственной близости от самолета. Спецслужбы ФРГ сослались на имеющиеся доказательства, в том числе анализ спутниковых снимков и фотографии с места трагедии.

В свою очередь, первый вице-премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики Андрей Пургин отверг обвинения немецкой разведки в причастности ополченцев к крушению малайзийского "Боинга". Он предположил, что самолет могли по ошибке сбить украинские военные, приняв его за самолет-разведчик. США ранее утверждали, что Москва помогает украинским ополченцам, вооружая и обучая их.

По версии американской разведки, борт MH17 был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из систем, полученной ополченцами из России. Власти РФ эти обвинения отрицают. В Москве считают, что ответственность за гибель пассажирского самолета в Донбассе лежит на украинских властях.

Денис БУЙНЯКОВ |
Выбор читателей