По мере приближения саммита БРИКС и ШОС, который состоится в июле в Уфе, полным ходом идет формирование новой глобальной повестки, сулящей самые неприятные сюрпризы мировому гегемону в лице США.
Как сообщает "РИА Новости" со ссылкой на статью Грега Штракса в журнале The Diplomat, саммит приведет к созданию новых внешнеполитических союзов, способных серьезно перекроить расстановку сил в азиатском регионе, еще на одну ступень ослабив влияние США в регионе.
По словам Штракса, кроме целого ряда запротоколированных и ожидаемых событий, есть вероятность включения в ШОС новых стран-членов, которые давно изъявляют такое желание. К таким странам относятся Афганистан, Монголия, Иран, Индия и Пакистан.
По мнению Штракса, в ходе Уфимского саммита в состав ШОС могут быть включены Индия и Пакистан. Как полагает эксперт, этот шаг внесет некоторый баланс в Шанхайскую организацию сотрудничества между Китаем, чьим давним партнером является Пакистан, и Россией, тесно взаимодействующей с Индией уже много лет.
В случае успешности переговоров по иранской ядерной программе к ШОС на правах полноправного члена организации может присоединиться Иран, считает Штракс. Еще одно государство, которое вполне может войти в состав ШОС, - это Монголия. Особенно на волне укрепления российско-китайско-монгольских отношений.
Также в ходе саммита могут быть рассмотрены и вопросы, которые в перспективе поставят Шанхайскую организацию сотрудничества, созданную в целях коллективного обеспечения безопасности, на путь экономической интеграции. К таким вопросам относятся создание банка развития ШОС, проект которого уже давно ждет своего воплощения, а также вопросы сотрудничества Евразийского союза и нового Шелкового пути под эгидой ШОС.
Помимо этого в ходе саммита в Уфе будет представлена дорожная карта развития БРИКС до 2025 года.
По мнению Штракса, для России саммит БРИКС/ШОС, в которых она в этом году председательствует, является прекрасной возможностью продемонстрировать свою гибкость и устойчивость, несмотря на санкции. Как полагает эксперт, уфимская встреча глав государств-членов БРИКС и ШОС имеет все шансы предопределить дальнейшую судьбу развития идеи евразийства.
Впрочем, в любом случае реализация евразийских идей вряд ли будет быстрой. Дело в том, что помимо достаточно эфемерного евразийства, страны БРИКС/ШОС достаточно разнородны, равно как и их цели. Так, например, мало чего общего может объединять, к примеру, бурно развивающийся Китай с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. По крайней мере, эти страны еще долго не смогут вести дела на равных как в военно-политическом, так и экономическом аспектах.
Тоже самое можно сказать и о БРИКС, где Китай и Индия по степени развития существенно опережают Южную Африку и Россию.
Таким образом, говорить о том, что БРИКС/ШОС непременно подорвут американское могущество, пока преждевременно. Неоднородность обоих объединений, а также возможность примыкания к ним других стран типа Монголии и Афганистана, будут затруднять выработку их единой политической и экономической линии. А это значит, что гегемония США на этот раз вряд ли сильно пострадает. По крайней мере, пока.