Армия США перестает быть эквивалентом абсолютной силы, а американские военные технологии уже не столь уникальны, как прежде, сообщает The Economist. В результате, военные преимущества США тают на глазах, тогда как Россия и Китай модернизируют свои вооруженные силы с невиданной скоростью, отмечает издание. По мнению авторов публикации, Соединенным Штатам придется вступить в новую гонку вооружений, чтобы не допустить перехода военного превосходства к другим странам.
"Мы вступаем в эпоху, в которой американское господство на море, в небе и в космосе, не говоря уже о киберпространстве, невозможно больше считать данностью", - цитирует главу Пентагона Чака Хейгела РИА "Новости". По его словам, США должны срочно развивать военные технологии нового поколения, иначе другая страна может бросить вызов Америке.
Как утверждается в статье, американские технологии стали совершеннее, но вместе с тем доступнее для других. К тому же в последние годы США перестали работать над принципиально новыми решениями, сосредоточившись на бронетехнике и беспилотниках. За это время Китай сумел быстро наверстать упущенное, создавая ракетное оружие, подводные лодки, антиспутниковое оружие, истребители, системы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы. Россия тоже модернизирует свои вооруженные силы и уже способна развертывать системы, подобные американским, говорится в статье.
В итоге, The Economist называет пять критических уязвимостей армии США, которые на сегодняшний день являются очевидными:
1. Корабли ВМФ США отныне уязвимы для ракет противника, запущенных с берега. Очевидно, в виду имеется российская система "Искандер" и не только она. 2. Растут трудности прикрытия и защиты региональных авиабаз от внезапного нападения. 3. Американской авиации сложно засечь мобильные ракетные установки. По всей видимости, здесь речь опять идет о новых образцах российских вооружений. 4. Современные средства ПВО могут сбить американский самолет с большого расстояния. Напомним, что дальность поражения российского ЗРК С-400 составляет порядка 400 километров. 5. Разведывательные спутники более не защищены от нападения.
В связи с этим, полагает Economist, США придется вновь предпринять рывок в военных технологиях, которые должны стать непомерно затратными для всех американских соперников в данной области.
Появление в американской прессе статей, написанных в подобной тональности, вполне предсказуемо. Украинский конфликт и ситуация с нарастающими территориальными претензиями Китая в южной части АТР – хороший повод для американского ВПК запросить очередные государственные вливания в разработку и создание новейших образцов оружия. Подобного рода статьи очень напоминают PR-подготовку, целью которой является обработка общественного мнения.
При этом предполагается, что побеждать крепнущего противника Соединенные Штаты намереваются не ракетами, танками и самолетами, а... деньгами. Судя по настрою статьи, обороноспособность США будет обеспечиваться не столько благодаря его уникальным боевым качествам, сколько самой стоимостью разработок и производства вооружения, неподъемной для потенциального противника. Пять уязвимостей, приведенных в статье, могут служить ориентиром, в каком направлении должно осуществляться финансирование.
Что касается того, насколько армия США действительно уязвима, в случае открытого столкновения с вооруженными силами РФ или Китая, то об этом сегодня вряд ли можно сказать что-то определенное. Практических данных по результатам их боевого соприкосновения не существует. Учитывая, что все три страны принадлежат к "ядерному клубу", то они вряд ли когда-то столкнутся между собой на поле боя с использованием обычного, а тем более - ядерного, оружия.
Впрочем, это не отменяет существования уязвимостей несколько иного плана. Хорошо вооруженная, обученная и оснащенная римская военная машина оказалась бессильной перед полчищами диких варваров. Нечто подобное происходило и происходит и с американскими войсками во Вьетнаме, Ираке, Афганистане. Все эти кампании Соединенными Штатами были, по меньшей мере, не выигранными.
Причина - в разном отношении к такой войне римлянина и варвара, американца и афганского моджахеда. Разная оценка сторонами стоимости человеческой жизни, в конечном счете, предопределяла победу той стороны, для которой жизнь человека была наиболее дешева.
Это означает, что никакие самые современные и дорогостоящие системы вооружений не помогут США добиться полной победы ни над группировками религиозных фанатиков, ни над целыми народами, предпочитающими жить, страдать и умирать так, как этого хочется им самим. В этом, возможно, и состоит главная и критическая уязвимость военной машины США. И не только ее.