Юрий Башмет: "Российская музыкальная школа всегда была в самых первых рядах"

Читать в полной версии →
На фестивале Feel Russia в Дрездене маэстро рассказал корреспонденту "Yтро.ru", как ему удается придерживаться загруженного гастрольного графика, находить время на посещение музеев и заниматься благотворительными проектами

На фестивале Feel Russia в Дрездене корреспондент электронной газеты "Yтро.ru" встретилась с виртуозным музыкантом Юрием Башметом. Маэстро рассказал о том, как ему удается придерживаться загруженного гастрольного графика, находить время на посещение музеев и заниматься благотворительными проектами

Репертуар ваших фестивалей всегда очень разнообразен. Что из нового вы представили в Дрездене?

На фестивале "Почувствуй Россию" (Feel Russia) мы исполнили произведение Георгия Свиридова "Камерная симфония". Попало оно ко мне совершенно случайно и это произошло уже после смерти Георгия Васильевича. Он написал "Камерную симфонию" в 1949 году, и лично считал ее не очень удачной, и на протяжении многих лет дорабатывал, менял. Его жена принесла мне эту работу, и рассказала как композитор хотел, чтобы мы с "Солистами Москвы" сыграли ее. На этом фестивале состоялась премьера, произведение прозвучало в обработке племянника композитора. Я убежден, что в Германии такого не играли еще никогда.

У вас огромное количество своих международных проектов. Как вы оцениваете организаторскую работу российского фестиваля Feel Russia?

Было задействовано много молодых людей и современной техники. Все ходили с передатчиками и старались все держать под контролем. Конечно, все обошлось не без мелких неполадок, но их, как правило, сложно избежать на массовых мероприятиях. Во время одного из номеров программы подул ветер, и вода с крыши полилась прямо на инструмент. Однако техническая служба мгновенно сработала и устранили эту мелкую неприятность.

Если подобный open-air будет проходить в каких-либо других городах, вы примете участие? Приходилось ли раньше выступать в парках?

Мой концертный график очень плотный, но все же иногда удается выделить время. Мы с ансамблем выступили на Feel Russia в Дрездене и я рад, что так получилось. Но в парках я играл очень редко. Выступал в Чикаго на летнем фестивале "Равиния", а также на "Тэнгливуде" в Бостоне. Однако 90% моих выступлений проходят в концертных залах.

Сколько времени требуется, чтобы восстановить силы после одного выступления и сыграть следующий концерт так, как вы считаете нужным?

Зависит от программы. Бывают произведения, которые каждый день, приезжая в каждый город не сыграешь. Они требуют более серьезной эмоциональной отдачи, чем, какое-либо классическое произведение Моцарта. Например, "Концерт " Альфреда Шнитке каждый день не сыграешь, так же как и "Сонату " Шостаковича – потому что это фактически исповедь.

Юрий Абрамович, в качестве солиста и дирижера вы выступаете с лучшими симфоническими оркестрами по всему миру. В чем национальная особенность оркестров разных стран? Какие из них вы считаете самыми выдающимися?

Исторически сложилось, что советская, а затем российская музыкальная школа в мировом масштабе всегда была в самых первых рядах. Может, это прозвучит самонадеянно и чрезмерно патриотично, но я считаю, что и сейчас она на первом месте. Единственное государство, которое всегда составляло в этом направлении серьезную конкуренцию России, - это Америка. В Советском Союзе было множество выдающихся музыкантов, такие как скрипачи Давид Ойстрах и Леонид Коган, виолончелисты Мстислав Ростропович и Даниил Шафран, пианист Антон Рубинштейн и так далее. Эти фамилии были у всех на слуху. Так же, как и многие американские: скрипач Яша Хейфец, бывший президент "Карнеги Холл" Айзек Стерн, Владимир Горовиц - советский музыкант, эмигрировавший в Штаты. Эти люди были самыми ключевыми фигурами в классической музыке. Благодаря им в основной своей "массе гениев" классической мир музыки делился на Россию и Америку. Но, разумеется, выдающиеся таланты есть и во Франции, и в Германии, и в Италии и во многих других странах.

Вы много гастролируете и посещаете различные страны. Для вас это только работа с оркестром, или вы все-таки стараетесь выбираться, чтобы побывать где-то, увидеть новые места?

В основном, времени очень мало. Куда бы мы ни приехали, расписание одно: сначала нам необходимо что-то поесть, после - отдохнуть, а далее - репетиция и концерт. После концерта, как правило, время позднее, успеваем только поужинать и лечь спать как можно раньше, чтобы утром улететь. Но в первое время, когда я приезжал в новые для себя города, мне хотелось увидеть что-то знаменитое, и мне это удавалось. Например, я неоднократно посещал Парижский Лувр, в Дрездене - Дрезденскую галерею, в Милане - Национальный музей Прадо. Но это, несомненно, так же требует сил и концентрации.

Совместная с Константином Хабенским работа - программа концерта "Параллельные миры. Русское искусство ХХ век" - это ваш первый масштабный благотворительный проект?

Не первый. Подобные проекты были, в том числе с Константином Хабенским и Чулпан Хаматовой. Я восхищаюсь людьми, которые создают подобные фонды, потому что вижу результат. Это реальные сборы денег на существующих болеющих детей. Я видел конкретные случаи, и знаю, что это не бесполезное дело.


Обсудить на Facebook

Надежда БАШАРИНА |
Выбор читателей