Минтранс представил на едином портале для общественного обсуждения правовых актов проект изменений в Воздушный кодекс. Это пока только разработка законопроекта, которая дает возможность всем участникам процесса – авиакомпаниям, чиновникам и регулятору в качестве Минтранса – решить насущные проблемы. Когда законопроект пройдет обсуждение и будет принят, то в планах ввести овербукинг уже со второго квартала 2016 г., то есть будет разрешена продажа большего числа билетов, чем мест в самолете.
Практика так называемого овербукинга распространена по всему миру. В России тоже действует система перебронирования, но до сих пор не было никаких законодательных актов, которые бы регулировали этот процесс. Авиакомпании, в частности - "Аэрофлот", давно пытаются легализовать овербукинг.
В ситуации общего экономического кризиса и кризиса в отрасли такой шаг мог бы существенно облегчить жизнь, как авиакомпаниям, так и пассажирам. "По данным источников "Коммерсанта", об узаконивании овербукинга шла речь еще 24 февраля на совещании у Дмитрия Медведева. Савельев на прошлой неделе заявил, что овербукинг может принести авиакомпаниям до 7% дополнительной выручки (в случае "Аэрофлота" $450 - 500 млн в год).
Против инициативы Минтранса выступила авиакомпания "Трансаэро". "Мы считаем, что это несправедливо по отношению к пассажирам, которые, имея билет, полностью выполнили правила и условия регистрации, они имеют право улететь в назначенное время", - сказали в компании. К тому же, считают в "Трансаэро", овербукинг не учитывает сложные транзитные маршруты и стыковки могут теряться, а международный опыт говорит о том, что пассажиры, которым предложили другой рейс из-за овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику. Кроме того, компания отмечает, что лоббисты овербукинга преувеличивают количество не являющихся на рейс пассажиров, на самом деле их "один - два и не на каждом рейсе", - цитирует представителей компании "КоммерсантЪ".
Как считают эксперты, закон об овербукинге, наоборот, защитит права пассажиров. Сегодня авиакомпании и так продают большее число билетов, чем мест в самолете, но согласно букве закона при этом пассажир не может рассчитывать ни на какую компенсацию в случае, если кресла в самолете ему не хватит. Безусловно, крупные авиакомпании стараются компенсировать вынужденные неудобства, но региональные перевозчики не всегда имеют возможность предложить пассажирам достойную компенсацию. Согласно законопроекту, теперь в случае отказа в перевозке пассажир будет иметь полное право обратиться в суд и получить высокую компенсацию. Подобные правила уже давно действуют в США и странах ЕС.
За рубежом данная система налажена давно и получила широкую поддержку среди пассажиров. Процедура проста: за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе - к примеру, на день - и организует ему полет на следующем рейсе. Также в зависимости от обстоятельств могут предложить на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий авиаперелет.
Доктор наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский уверен, что овербукинг выгоден для пассажиров. "Очень часто возникает ситуация, когда тот или иной пассажир по разным причинам лететь не может, и билеты сдает в последний день, а то и после того, как рейс состоялся. Он может отменить полет, опоздать на рейс, его могут не допустить - вариантов много. В этом случае остаются без транспортного обслуживания, те у которых все в порядке с обстоятельствами, документами, деньгами и т.д. Они просто не получают возможности улететь, потому что билеты проданы, и несмотря на то, что несколько человек как правило не попадают на рейс, они не летят и кресла остаются пустыми", - комментирует эксперт в интервью порталу Speakercom.ru.
Кричевский также подчеркнул, что есть и другие плюсы: "Для пассажиров же это не только возможность воспользоваться услугами, когда, казалось бы, мест нет, но и за счет увеличения доходности аэропорта получить более качественные услуги на борту - более качественное питание. Потому что многие компании для сокращения издержек начинают сокращать рацион полетного питания".
Кричевский также отметил и несомненную пользу овербукинга для бизнеса авиакомпаний и всей отрасли в целом: "В условиях кризиса это тем более актуально, потому что цены на топливо по-прежнему высокие, прочие расходы - аэропортовые сборы и выплаты по лизинговым платежам - никто не отменял. В то же время, "Аэрофлот" - это компания, которая представляет из себя акционерное общество. То есть акционеры ожидают прибыли. Система овербукинга позволяет не только увеличивать прибыль, но и выплачивать дивиденды".
Однако стоит отметить, что система овербукинга актуальна, только если речь идет о регулярных рейсах. Чартерные перевозчики работают по блок-местам с туроператорами, которые, по сути, управляют загрузкой рейсов авиакомпаний. На чартерных рейсах неявившихся пассажиров всегда меньше, так как люди приобретают турпакеты. Для перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки, овербукинг будет являться своеобразной дополнительно опцией, которая в конечном итоге приведет к снижению себестоимости перевозки для конечных потребителей.
По мнению западных аналитиков, благодаря овербукингу каждая авиакомпания может добавить 7% к доходу. При этом риски для пассажиров будут минимальны: современные системы управления доходами позволяют максимально точно рассчитать необходимый процент перебронирования для минимизации риска. Обычно это 10 - 15%, именно столько пассажиров, согласно статистике, не являются на рейс. Кроме того, Минтранс вынес законопроект на открытое обсуждение, что позволяет надеяться, что данный закон будет полностью отвечать интересам авиапассажиров