Тяжелый металлический шарик с глухим стуком ударяется о ярко-красное стекло и медленно скатывается на стол. Стекло остается невредимым. На заводе концерна BSH Hausgeräte GmbH под Санкт-Петербургом журналистам демонстрируют прочность стеклянного фасада нового дизайнерского холодильника Bosch "Кристалл", запущенного в производство в первом квартале 2015 г.. Помимо красного в ассортименте фиолетовый, черный, металлический, оттенок кварца и классический белый. Вся линейка новой модели выстроилась в блестящий, в прямом смысле слова, ряд в просторном цеху по соседству с испытательной лабораторией.
Концерн BSH был основан в 1967 г. как совместное предприятие Robert Bosch GmbH (Штутгарт) и Siemens AG (Мюнхен). В 2015 г. Bosch полностью выкупил долю партнера, став владельцем 100% акций. Вместе с тем бренд Siemens останется в портфолио BSH в долгосрочной перспективе.
Пока другие западные инвесторы уходят из России из-за санкций, ухудшения экономической ситуации и политической напряженности, Bosch по-прежнему считает российский рынок одним из ключевых и продолжает расширять свое производство в стране. До конца года концерн BSH планирует потратить здесь €160 миллионов. Основная часть средств пойдет на развитие производства холодильника "Кристалл".
Россия стала второй страной, где будет выпускаться данная модель. Ранее она производилась лишь в Испании. При этом, как уверяют в компании, при разработке были учтены пожелания и российских потребителей. В частности, россиянам требуется очень большой ассортимент цветов - ни в одной другой стране такого нет, отметил генеральный директор производственного подразделения BSH в России Хакан Мандалы. Кроме того, по наблюдениям специалистов компании, спрос на дизайнерские приборы в России стабильно растет, даже в периоды экономической турбулентности. Одновременно были учтены и такие исторически важные для россиян критерии, как объем и вместительность.
Ставка на дорогой "глянец" не случайна. Как показывает опыт предыдущих кризисов, обеспеченные граждане в период экономических спадов страдают меньше всего и практически не меняют своих потребительских привычек, в отличие от других слоев населения. Спрос на дизайнерские приборы растет на фоне общего снижения спроса на бытовую технику во всех категориях. По оценкам социологов, в первом квартале текущего года он упал на 20%. "Мы находимся в русле рынка", - признает Хакан Мандалы. И сейчас компания ищет пути адаптации производства к изменившимся условиям.
Один из вариантов решения проблемы - наращивание экспорта. С сентября 2013 г. стиральные машины Bosch и Siemens российского производства продаются в Турции, Гонконге, странах ЕвразЭС и Евросоюза, включая Германию, Францию, Италию, Скандинавию и Восточную Европу. Суммарный объем экспорта в 2014 г. составил 50 тыс. приборов, в 2015 г. его планируется увеличить практически вдвое - до 90 тыс. приборов. В этом году экспорт стиральных машин дополнился экспортом холодильников в страны Восточной Европы.
Иностранные потребители доверяют гарантии качества Bosch и не испытывают предубеждений к технике российского происхождения, уверяют в компании. По словам коммерческого директора российского производственно-логистического комплекса BSH Йенса-Дитера Альтмана, площадка в Стрельне сегодня имеет все шансы для того, чтобы стать одним из ключевых производственных узлов для концерна в мире и внести свой вклад в повышение репутации товаров российского производства на международном рынке.
Еще один путь минимизации издержек - увеличение степени локализации производства. На сегодняшний день локальная доля добавленной стоимости в продукции составляет 50%, и компания продолжает работу в данном направлении. Но здесь есть объективные ограничения: не так-то просто найти в России и странах ЕАЭС поставщиков, способных обеспечить стабильное качество продукции в долгосрочной перспективе. Налаживается производство комплектующих и на собственных мощностях, но этот процесс также требует времени.