Воскресенье, 5 июля, для жителей Греции, а возможно, и всей Европы, стало поистине судьбоносным. Согласно данным на конец дня 5 июля, 61,24% греков высказались против условий соглашения с кредиторами по задолженности страны. Условия, предложенные кредиторами, поддержали 38,76% проголосовавших. Явка на референдуме составила более 57%.
Впрочем, по словам представителей греческого правительства, результаты народного волеизъявления вовсе не означают окончательного разрыва отношений между Грецией и кредиторами. Как заявил по окончании референдума, официальный представитель кабинета министров Гавриил Сакелларидис, Греция намерена незамедлительно возобновить переговоры с международными кредиторами с целью заключения соглашения по своей задолженности. "Переговоры, которые вскоре начнутся, должны быть завершены очень быстро, возможно, даже через 48 часов, - отметил Сакелларидис. - Мы предпримем все усилия, чтобы быстро достичь соглашения".
Более того, по данным ряда греческих СМИ, ссылающихся на источники в правительстве страны, уже в понедельник, 6 июля, в Брюссель отправится официальная делегация для возобновления переговоров с кредиторами по долговой проблеме страны. Основными переговорщиками могут стать государственный министр Никос Паппас и первый заместитель министра иностранных дел Евклидис Цаколотос. По словам последнего, скорейшему нахождению взаимовыгодного решения с кредиторами будут способствовать два факта - "отчет МВФ, подтверждающий, что долг Греции является неприемлемым, и новый народный мандат, полученный правительством в ходе референдума".
Реакция на итоги греческого референдума в странах ЕС выглядит вполне предсказуемо. Так, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд после обнародования первых итогов греческого референдума провели телефонный разговор. Как сообщает РБК, в ходе разговора, лидеры обеих стран высказались за созыв на вторник, 7 июля, внеочередного саммита лидеров стран еврозоны. При этом имеется информация, что Олланд и Меркель договорились о необходимости признать результаты референдума.
Куда более жесткой оказалась реакция на итоги референдума в Греции в других странах Европы. По словам премьер-министра Польши Евы Копач, если предварительные подсчеты голосов подтвердятся, то "путь Греции может быть только один - они выходят из зоны евро". "Они отказались от помощи, а с ней был связан сложный путь реформ, к которым греки не были готовы, так как политики довели их до такого положения", - пояснила глава польского кабмина.
На фоне последних событий главным вопросом становится дальнейшая судьба Греции в зоне евро. Дело в том, что отказ греков от предложенной ЕС политики жесткой экономии и условий кредиторов не влечет за собой автоматического выхода страны из еврозоны. Более того, подобная процедура вообще никаким образом не прописана в основополагающих документах ЕС.
Все это означает, что "греческая история" пока еще далека от своего завершения. Ни в самой Греции, ни в ЕС не существует единого мнения относительно возможности исключения страны из еврозоны. С одной стороны, для Европы подобный шаг станет символом провала всей экономической политики ЕС и МВФ последних лет, а так же ошибочности ране принятых решений. С другой, закрытие Брюсселем глаз на "греческие художества" в политической и экономической сфере, неспособность руководства страны модернизировать экономику, на фоне колоссальных возможностей и льгот, предоставленных Греции, как члену ЕС, неизбежно приведет к повторению греческого сценария другими странами.
И это со временем будет способно пустить под откос весь "поезд" под названием ЕС. Его локомотивы видят все меньше резонов тащить за собой более двух десятков вагонов экономического балласта. В связи с чем один из таких "вагонов" в лице Греции, рано или поздно может быть отцеплен. Исключение этой страны из зоны евро не будет означать ее автоматического выхода из ЕС. Возможно, это несколько смягчит негативные последствия происходящего для всего Евросоюза.
Какое решение будет принято Брюсселем, не известно. Хотя и вероятность исключения Греции из еврозоны достаточно велика. Что ждет в этом случае саму еврозону и виновницу "торжества" - Грецию?
Что касается еврозоны, то вряд ли выход из нее Греции подкосит положение единой европейской валюты на рынке. Весь связанный с этим негатив уже заложен в нынешних котировках евро. Особое значение в этой ситуации будет иметь то, не пойдет ли по стопам Греции кто-либо еще. В этой ситуации предсказания нобелевского лауреата Милтона Фридмана о крахе евро могут оказаться не такими уж и фантастическими.
Касательно самой Греции, судьба этой страны в любом случае незавидна. Возвращение драхмы и дефолт позволят ей избавиться от груза долгов. Однако это не изменит общей ситуации с неэффективной экономикой и не настроенным на затягивание поясов населением. А это значит, что страну ждут новые политические потрясения и затяжная экономическая депрессия.
С другой стороны, не стоит упускать из виду и тот факт, что Греция - страна, склонная к политическим переворотам, в результате которых к власти могут прийти и достаточно жесткие и авторитарные политики, способные навязать реформы насильственным образом. Нечто подобное в свое время пережил и Сингапур, являющийся сегодня одним из мировых экономических лидеров. Вопрос лишь в том, способны ли нынешние греки повторить "подвиг" сингапурцев.