Попытки украинского руководства определить статус территорий, занимаемых сегодня Донецкой и Луганской народными республиками стали, пожалуй, одним из главных событий минувшей недели. Киевское руководство дает понять, что готово говорить о самоуправлении на территории ДНР и ЛНР, хотя и не намерено признавать их особого статуса. По словам Порошенко, разрабатываемый сегодня специальный закон о самоуправлении отдельных районов Донбасса не угрожает целостности Украины.
"Нам нужно сделать все, чтобы вернуть эти территории в Украину, - заявил президент страны в своем интервью украинскому телеканалу ICTV. - Не говорится, что мы кому-то что-то отдаем… Там на сегодняшний день живут на оккупированной территории четыре миллиона украинцев, которые должны вернуться домой. И в этих условиях есть ли эта норма, которая несет угрозу? Нет. Она четко отвечает минским договоренностям".
В качестве примера Порошенко привел тот факт, что статус столицы Украины - Киева - определен отдельным законом. "Это что значит, что Киев отделится? Нет", - подчеркнул президент. Для большей убедительности, в отношении ДНР и ЛНР он добавил, что новый закон не вступит в силу, если в Донбассе не будут проведены выборы по украинскому законодательству.
Напомним, в четверг, 16 июля, Верховная рада Украины направила на экспертизу в конституционный суд проект конституционных поправок о децентрализации. В документе нет ни слова об особом статусе для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь прописывается, что их статус будет определен специальным законом.
Как заявил в парламенте страны Петр Порошенко, предложенные изменения в Конституцию Украины не предусматривают федерализации страны о возможности и даже необходимости которой не раз говорили эксперты. "Ни одного намека не федерализацию, - заявил Порошенко во время своего выступления. - Украина была, есть и будет унитарным государством. Проект изменений не предусматривает и не может предусматривать никакого особого статуса Донбасса, там его просто нет. Проект только допускает возможность специфического местного самоуправления в отдельных территориальных единицах Луганской и Донецкой областях, что определяется отдельным законом. Этот закон дважды принимала Верховая рада".
Данное заявление не вызвало восторга в ДНР и ЛНР, так как отсутствие их особого статуса идет в разрез с одним из пунктов "Минска-2", звучащего следующим образом: "Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей".
Впрочем, представители Запада дали понять, что, на их взгляд, решение Киева напротив, соответствует тексту минских соглашений. Как заявила в четверг помощник госсекретаря США по Европе Виктория Нуланд, эти поправки позволяют говорить о том, что власти Украины выполнили обязательства по "Минску-2". Вице-президент США Джозеф Байден в разговоре с Петром Порошенко подтвердил позицию США о полной поддержке подходов Украины к урегулированию конфликта в Донбассе.
Столь жесткая позиция Порошенко по особому статусу ДНР и ЛНР, само понятие которого за последнее время претерпело серьезные изменения, объясняется целым рядом факторов. После событий в Мукачево, стало очевидно, что внутриполитические события на Украине крайне непредсказуемы и опасность развала страны – это вовсе не пустые слова. Федеративное устройство становится в этом случае прямым путем к такому развалу. Не менее значимым фактором является и жесткое сопротивление федерализации со стороны политических оппонентов Порошенко. Всего этого, помноженного на одобрительный кивок Запада оказалось достаточно для сведения понятия особого статуса Донбасса до возможностей "специфического местного самоуправления".
Как все это отразится на ситуации на востоке Украины? Ответ на этот вопрос очевиден. Лидеры ДНР и ЛНР вряд ли будут готовы согласиться с подобными условиями, так как в этом случае, они лишаются вообще каких-либо прав и гарантий.
С другой стороны, такое решение Киева, понимающего, что оно не будет принято Донбассом, означает, что он готов к тому, что вопрос "восточных территорий" и дальше будет решаться военным путем. Сомнение в данном случае вызывает лишь то, смогут ли это сделать украинские вооруженные силы, до последнего времени не продемонстрировавшие особых военных успехов.