В России действуют сотни благотворительных организаций, но зачастую их работа проходит мимо рядового гражданина: он ее попросту не замечает. Этого нельзя сказать о фонде "Артист", учрежденном Евгением Мироновым, Марией Мироновой и Игорем Верником. Эти актеры направили свою известность в помощь пожилым артистам, которые ушли со сцены, которые больше не появляются под светом софитов.
На фото слева: директор фонда "Артист" Ольга Каталина
Директор фонда Ольга Каталина рассказала о том, как забвение становится главным врагом актеров, почему фонд всеми силами пытается пробудить у актеров интерес к жизни, и как селебрити участвуют в жизни организации.
Добрый день, Ольга. Ваш фонд занимается поддержкой артистов. Вы можете рассказать подробнее, кто стоял у его истоков, как родилась эта идея?
Многие артисты, уйдя со сцены, часто оказываются в довольно тяжелой ситуации. Порой им даже не хватает средств на лекарства и поддержание достойного уровня жизни. Фонд поддержки деятелей искусств "Артист" был учрежден в 2008 году. У его истоков стояли Евгений Миронов, Мария Миронова, Игорь Верник. Тогда Фонду в лице Марии была передана картотека известных пожилых актеров, много лет собираемая Маргаритой Александровной Эскиной, легендарным директором Дома актера. И тогда же возникла идея помогать пожилым артистам лекарственными препаратами, приглашать на вечера и чаепития, чтобы сохранять привычный уровень социализации. Теперь наши мероприятия проходят на регулярной основе.
Вы можете рассказать подробнее о мероприятиях, которые организовывает ваш фонд?
Традиционно фонд проводит два крупных благотворительных мероприятия - концерт "Признание в любви" и концерт-премию. Вечер "Признание в любви" состоялся в апреле в Доме музыки.
Этот год стал юбилейным: мы отмечаем победу в Великой Отечественной войне, поэтому и концерт был приурочен к этой памятной дате. В выступлении участвовали Евгений Миронов, Юрий Башмет и совсем молодые артисты - студенты Мастерской Дмитрия Брусникина.
Каждый год у "Признания в любви" свой лейтмотив. Так, год назад мы проводили концерт в Петербурге, это было посвящение Пушкину, и наши артисты, в том числе Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Евгений Миронов, Мария Миронова, Лиза Боярская, читали Евгения Онегина.
Все это действие связывали балетные сцены Театра Бориса Эйфмана, мы показали Пушкина через музыку, танец, красоту искусства. Собранные на концерте средства традиционно направляются на программу помощи "SOS".
Но понятно, что помощь не должна ограничиваться только деньгами. Один известный актер провел страшную аналогию: в личном деле летчиков есть графа "Дата смерти". Он заметил, что в личном деле артиста должна быть графа "Забвение", так оно приравнивается к смерти.
Жизнь артиста проходит на сцене, а когда сцены нет, это страшно. Мы всегда приглашаем наших ветеранов на концерты, не зря они названы "Признание в любви", организуем чаепития и чествования, празднуем дни рождения юбиляров. Мы понимаем, что необходим внимательный подход к каждому артисту: нужно уделять внимание, ведь зачастую душевный разговор - это самое важное, самое ценное.
Насколько я знаю, вы также активно поддерживаете и другие мероприятия, вы проводите события, приуроченные к памятным датам. Это так?
Да, конечно. Так, наши артисты посещали детские дома, где читали сказки мальчикам и девочкам. Ко Дню пожилого человека мы провели необычную акцию: пригласили наших пожилых и молодых артистов в спортивный центр, и они вместе оказались на беговых дорожках, на тренажерах, ведь с возрастом жизнь не заканчивается. Она продолжается в движении, и мы этой акцией пытались не только привлечь внимание к активности людей в пожилом возрасте, но и собрать деньги на средства реабилитации для тех артистов, кому это движение сейчас дается с трудом. Вышло очень бодро и душевно.
В этом году в рамках фестиваля "Черешневый лес" по случаю годовщины победы в великой войне мы провели совместную выставку "Искусство - фронту". Собирая коллекцию, я была искренне удивлена: я знала, что в годы Великой Отечественной театры работали в эвакуации, но ведь было много и фронтовых бригад, которые давали до 5 концертов в день! Вы представляете, какая была потребность, необходимость в этом! Тогда каждый сражался своим оружием.
Двадцать седьмого марта мы завершили театральный марафон. В этом году к проекту присоединились 16 театров - они нас поддержали и дали благотворительные спектакли, а вырученные средства перечислили фонду. Это позволяет доносить информацию о нашей деятельности до зрителей.
Можете рассказать подробнее о той картотеке известных актеров, о которой вы упомянули? Туда входят только известные артисты или нет?
У нас в базе около двух тысяч имен, картотека поддерживается, пополняется новыми фамилиями. Мы поддерживаем не только известных артистов, но и тех, кто зачастую остается за кадром: гримеров, художников по костюмам. У нас есть определенные программой критерии помощи. Есть и те, кому мы помогаем в рамках патронажа: если человек остается один, ему нужна помощь и уход, и мы можем улучшить качество жизни с помощью сиделки, за счет медикаментозных средств.
Как часто артисты обращаются к вам за помощью?
Вы знаете, бывают тяжелые ситуации, когда артисту неловко просить о помощи друзей или знакомых, а тем более коллег. И вот тогда многие звонят нам: мы - не знакомые, мы - организация, призванная помогать им, наши ветераны порой даже отождествляют нас с государственной организацией - с привычным "собесом". Часто мы звоним сами, предлагая помощь. В этом, наверное, отличительная черта нашего Фонда. И тогда по требованию мы активно приходим на помощь нашим подопечным. В этом нам помогают и наши волонтеры.
Насколько активно волонтеры участвуют в вашей работе?
С волонтерами нам очень повезло: в свободное от работы время многие люди помогают нам и нашим артистам. Когда мы говорим "волонтер", то зачастую представляем молодого человека или девушку, а в нашем случае (может, потому, что мы работаем с пожилыми деятелями искусства) это более взрослые состоявшиеся люди, которые часто посещали театры, были воспитаны на советских книгах и фильмах. Портрет нашего волонтера сильно отличается от помощников других благотворительных фондов.
Кто поддерживает ваш благотворительный фонд? Насколько активно бизнесмены и компании участвуют в жизни "Артиста"?
У нас очень разнообразный состав попечительского совета: это и бизнесмены, и артисты - Леонид Ярмольник, Михаил Борщев, Влада Велигодская, Ирина Кибина, Белла Нисан, Михаил Сердюк, Дмитрий Титов. Все наши попечители уже очень давно с нами и активно нас поддерживают: не только финансово, но и в рамках партнерских проектов, они помогают административным ресурсом, облегчают операционную деятельность за счет консультаций, участвуют в спецпроектах.
С каждым партнером нужно найти синергию, точки соприкосновения. Так, бренд "АрАрАт" выступает партнером наших мероприятий. Каждый год АрАрАт радует ценителей прекрасного оригинальным дизайном упаковки коньяка "Ахтамар", раскрывающим самые яркие моменты творческой жизни настоящих художников и мастеров. Новое лимитированное издание, посвященное служителям сцены - людям, творящим и воплощающим мир театра, очень понравилась нашим артистам, они рассказывали, что хотели бы вручить такой подарок своим зарубежным друзьям.
Вы планируете продолжать сотрудничество с АрАрАтом? У вас есть другие совместные проекты?
Мы очень на это надеемся, и это взаимное желание. Для нас, безусловно, очень важно долгосрочное сотрудничество с каждым партнером.
Практически все филантропы и руководители благотворительных организаций, с которыми мне доводилось работать, соглашаются, что российское законодательство не располагает к меценатству. Так, на Западе меценатам положены налоговые льготы, их поддерживают на государственном уровне. Вам не кажется, что российское законодательство в этой сфере нужно реформировать?
Это важный вопрос к властным структурам. Могу сказать только, что благотворительность в России активно развивается, и нам уже многого удалось достичь, в том числе и в законодательной сфере. И нужно, безусловно, продолжать урегулирование этих аспектов на законодательном уровне.
Эдуард Рудяк, глава "Фонда Михаила Рудяка", в разговоре посетовал: и среди благотворительных фондов встречаются мошенники, и это наносит удар по всем организациям такого рода. Рудяк предложил ввести стандарты работы фондов, чтобы положить конец мошенничеству. Что вы думаете об этом?
Хотелось бы посмотреть, что за стандарты, как они будут функционировать, какие сферы будут затрагивать. Но, безусловно, этот вопрос нужно обсуждать. Да, все фонды влияют друг на друга, и они должны быть открыты в своей работе. Наличие известных и любимых артистов среди учредителей и попечителей фондов, их вовлеченность, формирует атмосферу доверия вокруг себя. В прошлом году, выступая на форуме в Давосе, я презентовала доклад "Доверие как стратегия", который и был посвящен этой теме.
Наконец, заключительный вопрос: как вы считаете, в России сложилась культура меценатства, культура помощи благотворительным организациям?
Я думаю, она, как раз складывается. Но здесь стоит сделать акцент на другом моменте: все зависит от дружественной среды, от доверия конкретного человека к благотворительным организациям. Он может жертвовать мало, но из этих сумм складываются колоссальные средства. Это доверие человека зависит от того, насколько мы, фонды, открыты, какой вклад вносят попечители и учредители: их активность может стимулировать человека жертвовать средства. И мне очень хотелось бы, чтобы в России развивалась корпоративная социальная ответственность: здесь очень много зависит от компаний. Речь идет не только о финансовой помощи, но и совместном позиционировании, партнерских проектах.