События понедельника, 24 августа, надолго запомнятся не только участникам финансового рынка, но всем тем, кому небезразлично собственное будущее на фоне тектонических изменений, происходящих в мировой экономике.
Первый рабочий день недели ознаменовался обвалом китайского фондового индекса Shanghai Composite сразу на 8%. Вслед за Китаем, по мере открытия азиатских и европейских торговых площадок, "посыпались" фондовые индексы всех стран евразийского континента. Падение рынков стало реакцией на сильнейший с 2011 г. обвал американских фондовых индексов, произошедший в пятницу, 21 августа.
Фото: globallookpress
Ситуацию не изменило и открытие американских торговых площадок, потерявших за понедельник около 4%. Так, по итогам дня индекс Dow Jones упал на 3,57% и составил 15871,35 пункта, индекс S&P 500 потерял 3,94%, опустившись до 1893,21 пункта. Высокотехнологичный NASDAQ снизился на 3,82% и составил 4526,25 пункта. Таким образом, понедельник 24 августа без всякого сомненья заслужил право именоваться черным.
Все более очевидно, что подобные обвалы уже нельзя расценивать, как проявление некого кризиса, подобного американскому коллапсу доткомов в начале 2000-х, или событиям 2008 - 2009годов. Все больше поводов говорить о том, что мир оказался не просто один на один с каким-то очередным кризисом, а стоит на пороге глобальной депрессии, схожей с Великой депрессией 30-х гг.в прошлого века.
Дело в том, что одним из основных драйверов развития глобальной экономики в последние годы являлся бурный рост Китая. Возрождение могущества этой страны можно считать настоящим феноменом ХХ века. Основа китайского экономического чуда изначально определялось наличием у Поднебесной огромного населения с уровнем жизни значительно ниже среднемирового. Опираясь на это, в условиях грамотного политического руководства, экономических реформ и дешевой рабочей силы Китай получил возможность удачно встроиться в мировую систему производства. На протяжении нескольких десятилетий, это позволяло повышать жизненный уровень, а с ним и уровень потребления миллионов людей. Это, в свою очередь, гарантировало долгосрочный глобальный спрос, за счет которого жили и богатели США, ЕС, Россия и др.
Однако ничто не вечно. По мере роста уровня жизни в Китае главное конкурентное преимущество этой страны - дешевая рабочая сила - оказалось исчерпанным. Все большее число китайцев хотят зарабатывать и потреблять на уровне жителей США и ЕС, что к сегодняшнему дню практически свело на нет главное китайское преимущество.
Последствия этого не заставили себя долго ждать. Результатами тому стали замедление темпов экономического роста в Китае и, как следствие, снижение глобального спроса во многом определяемого уровнем потребления в этой стране.
Очевидно, что восстановления прежних темпов роста китайской экономики в ближайшее время ждать не стоит, скорее наоборот. Это означает, что экономическая активность в остальных странах, обеспечивающая потребности растущего Китая, будет сокращаться. Учитывая, что "работающие на Китай" страны, включая США и государства ЕС, имеют собственные проблемы, нынешняя ситуация несет в себе серьезную угрозу для всей ныне существующей глобальной модели.
Судя по одновременному обвалу на финансовых рынках различных стран, понимание этого окончательно укоренилось в головах инвесторов, политиков, а также и значительной части населения. При этом действующего лекарства от происходящего пока не найдено. А это значит, что последние события на рынках вполне могут стать прологом новой Великой депрессии, причем в общемировых масштабах. Напомним, Великая депрессия начала прошлого века также началась с обвала фондового рынка и только потом проникла во все остальные сферы жизни.