Григорий Юсуфов, Jack Action: "Музыка - это талант, помноженный на терпение"

Читать в полной версии →
Группе Jack Action, ведомой Григорием Юсуфовым, в этом году исполняется 20 лет. В преддверии юбилея и большого московского концерта корреспондент "Yтро.ru" побеседовал с фронтменом коллектива

В субботу, 29 августа, на сцену СК "Олимпийский" выйдет популярная американская группа Linkin Park. Предварять выступление лауреатов "Грэмми" будет российский рок-коллектив Jack Action, который уже отметился совместными концертами с Muse, Depeche Mode, Metallica.

Фото: JackAction

Группе, ведомой Григорием Юсуфовым, в этом году исполняется 20 лет. В преддверии юбилея и большого московского концерта корреспондент "Yтро.ru" побеседовал с фронтменом о "братьях по музыкальному цеху", работе на западных звукозаписывающих студиях, русском роке, который помешал сформироваться альтернативной сцене, и секретах успеха музыканта.

Вы выступали на одной сцене с Muse, Incubus, Fun Lovin' Criminals, Antiloop и Depeche Mode. Есть группы, которые вы считаете вашими "братьями по духу", которые близки Jack Action?

Вы правы: мы выступали со многими большими группами на одной площадке. Не могу сказать, что эти группы серьезно оказали влияние на творчество Jack Action, но меня, безусловно, поразила группа Incubus. Мне в целом близка эта калифорнийская история: такие группы привнесли много нового в музыку. На меня, как музыканта, сильное впечатление произвела Faith No More, с которой нам пока не доводилось выступать на одной площадке. И, конечно, Linkin Park и Metallica, с которыми мы будем играть в этом году, - это тоже статус. Также мне нравится, как звучат Fall Out Boy и Nickelback. Это очень самобытные коллективы, и мы, как российские музыканты, внимательно следим, смотрим на это.

В этом году группа Jack Action отмечает 20-летие. Что вы считаете вашим главным достижением за эти годы, чем больше всего гордитесь?

Я верю, что главные достижения еще впереди. Двадцать лет - это условный срок, мы начали играть довольно рано, и для нас 20 лет  как для других пять или десять. В прошлом году мы выпустили альбом "Supernova", теперь работаем над новой пластинкой. У нас было много совместных туров с зарубежными командами, и я уверен, что это должно прийти к кульминации, какому-то итогу, а вот какому - нужно набраться терпения, подождать.

Можете рассказать подробнее о вашем альбоме Supernova? Кто участвовал в его записи, где вы работали?

Продюсером альбома стал испанец Антонио Гарсиа, с которым мы давно работаем. Альбом записывался в разных уголках планеты: мы в поисках разных звучаний. Часть работы шла в испанской Севилье, в Москве мы записывали голос, а окончательная работа, мастеринг велись уже в Лос-Анджелесе с участием Брайана Гарднера, работавшего с топовыми американскими и английскими коллективами: Maroon 5, 30 Seconds To Mars, Blink 182, Green Day, Red Hot Chili Peppers.
Сейчас мы работаем над новым альбомом, над названием пока думаем. По звучанию он мощнее и плотнее, однороднее, чем "Supernova": здесь не будет переходных вещей, он чуть пожестче: нам все-таки надо подтверждать звание альтернативной команды.

Вы затронули интересную тему. Не секрет, что многие группы предпочитают записывать альбомы на зарубежных студиях. Почему так?

Нужно быть откровенным: не все коллективы, которые работают на зарубежных студиях, добиваются качественной записи, и, если ты едешь за границу, не факт, что получится что-то дельное. Важен исходный материал, "сырье", из которого получается финальный продукт, и если "сырец" не очень высокого качества, то на выходе ничего не получится.
За границу музыканты едут за новым звучанием, но в той же лос-анджелесской студии стоит точно такое же оборудование, что и в России. А вот отношение, профессионализм людей там совершенно другой - они хорошо владеют качеством звука, они с детства пропитаны музыкой. За границей специалисты "заточены" под разные стили, они отличаются узкой специализацией: один человек может работать только с панком, другой - только с хеви-металл, а в России звукорежиссер утром может записывать попсу, а вечером - рок. Мы находимся на хорошем уровне, но я пока не слышал качественной записи барабанов в России (хотя, возможно, я просто не знаю). Я буду честен в этом вопросе: вокальные партии я записываю в России, но барабаны предпочитаю писать за рубежом. Когда ты приходишь на зарубежную студию, тебе говорят: "У нас есть десять установок, и мы считаем, что вот этот трек стоит записывать на этой установке". На Западе серьезное внимание уделяется мелочам, а из этих мелочей и рождается качественный звук.

Многие музыканты, с которыми я беседовал, уверены: в 2008-2009 годах в России альтернативная сцена могла сложиться как самостоятельное и полноценное явление, но этому помешали кризис и другие обстоятельства. Сегодня в России есть независимая сцена?

Альтернативной рок-сцены в составе большого количества качественных групп я сегодня не вижу. Я даже думаю, что эта альтернативная сцена могла сформироваться не в 2008 году, а раньше, в 1998 - 1999 годах, но тогда история тоже повернулась иначе: на вахту заступил русский рок, и альтернативная сцена прошла мимо. Безусловно, экономика меняет правила игры, это можно сказать и про кино, но в 1997 - 1998 годах было действительно много качественных команд, которые могли выстрелить и "подвинуть" русский рок. Но, видимо, русский рок оказался нужнее.

А какое место Jack Action занимает на нынешней музыкальной российской сцене? На кого вы ориентируетесь больше - на российскую или зарубежную аудиторию, где вы видите вашу группу?

Не могу ответить: это вопрос к журналистам, музыкальным критикам и слушателям. Безусловно, как группа, появившаяся в Москве, мы рассчитаны на российского слушателя. Но сейчас мы работаем над англоязычным альбомом, и если пластинка "выстрелит", если наша группа станет российским флагманом за рубежом, если мы сможем собирать за рубежом большие залы с англоязычной, немецкоговорящей публикой - безусловно, это станет знаковым событием.

Однажды я беседовал с Гораном Бреговичем и спросил, что он считает показателем признания себя, как музыканта, и серб ответил: "Когда мои песни поют на свадьбах". А для вас показатель признания как музыканта - что это?

Когда наши песню поют не на свадьбах, а в полных залах и на стадионах.

Вернемся к концерту, который состоится на этой неделе. Чего вы ждете от выступления?

Конечно, мы надеемся расширить армию наших поклонников, представить наше творчество большому количеству зрителей. Безусловно, мы хотим перенять опыт Linkin Park: это группа мирового масштаба, стадионные кумиры, и нам интересно посмотреть, как они работают. 

И заключительный вопрос: ваша группа все 20 лет отличается редким постоянством стиля. Вы не торопитесь подводить итоги, а, напротив, строите новые планы. А чего вы пожелаете музыкантам, которые только-только собрали группу и пока что мечтают собирать полные клубы и стадионы?

Нельзя останавливаться, невзирая ни на какие трудности. Группа - это всегда сложно и долго, и не стоит ждать быстрых побед, не нужно торопиться. Конечно, стоит обращать внимание на качество игры, "набивать руку", уделять большое внимание мастерству исполнения и сочинять, сочинять, сочинять. Кто выждет, кто переживет эти мытарства - тот многого добьется.
Музыка - это талант, помноженный на терпение, это два столпа успеха. Нужно запомнить эти слова, записать на бумажке, положить в задний карман джинсов и двигаться вперед.

Евгений МЕДВЕДЕВ |
Выбор читателей