Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал все возможное, чтобы проблемы СНГ и ЕАЭС не стали достоянием широкой общественности. Вопреки традиции, оба саммита прошли в обстановке секретности. О жарких дискуссиях между лидерами журналисты узнали из намеков Александра Лукашенко: он несколько раз повторил, что "обсуждение было неожиданно бурным".
На фото: заседание Совета глав государств-участников СНГ. Михаил Метцель/ТАСС
Назарбаев пригласил лидеров стран СНГ и ЕАЭС в Бурабай - "маленькую Швейцарию" степного Казахстана, - чтобы "подготовить" их к бурным дискуссиям о проблемах и перспективах обоих союзов. Однако повстречаться выразили желание не все.
Три президента из 11 проигнорировали приглашение. Туркменбаши прислал вместо себя вице-премьера, Молдавия ограничилась присутствием заместителя министра иностранных дел, уровень участия Украины не был известен до самого последнего момента. Зато остальные лидеры неплохо провели время.
С какими мыслями приехал в Бурабай посланник Порошенко (и все лидеры СНГ), в итоге оказалось тайной. Нурсултан Назарбаев на правах хозяина изменил привычный распорядок таких встреч, предусматривавший публичные выступления и обмен мнениями между главами государств.
Пресс-служба президента рФ оказалась явно не готова к такому повороту событий, но отреагировала весьма оперативно, Речь Путина, которому не удалось выступить публично, была размещена на официальном сайте Кремля.
Как и предполагалось, российский лидер много говорил о Сирии, а одной из главных задач содружества назвал противодействие международному терроризму.
Путин пообещал, что действия российских военно-космических сил на чужой территории будут иметь строго заданные рамки и временные ограничения - на срок проведения сирийскими войсками наступательных операций против террористов.
С начала боевых действий, по его подсчетам, "уничтожены десятки пунктов управления и складов с боеприпасами, сотни террористов и большое количество боевой техники".
Основными документами, принятыми на саммите, стала Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 г., программа по укреплению пограничной безопасности на внешних границах и решение о формировании группировки пограничных и иных силовых ведомств для ликвидации кризисной ситуации на внешних границах. (В первую очередь, по всей видимости, на таджикско-афганской границе) По словам Путина, эти документы "существенно повысят отдачу от общих усилий по борьбе с транснациональной преступностью и наркотрафиком".
Лидеры России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, проводив еще не присоединившихся к евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) коллег, собрались на заседание Высшего совета этой организации.
За год существования значительных успехов во взаимной интеграции добиться, увы, не удалось: помешали санкции и девальвация национальных валют. Товарооборот не вырос, а наоборот, упал. При этом в структуре внешней торговли России на страны ЕАЭС по-прежнему приходятся жалкие 7,6% оборота, а ведущее место с 46% по-прежнему занимает Евросоюз.
Видимо, поэтому, а также из-за проблем с Киргизией, которая пока не ощутила никаких преимуществ от присоединения к союзу, дискуссию лидеров также решили сделать закрытой для СМИ. Лукашенко лишь сообщил, что Россия и Казахстан до Нового года пообещали решить вопросы, возникающие на границах, чтобы "народ Киргизии почувствовал, куда вступил" и не жалел о принятом решении.
Главным итогом саммита для Кремля стали кадровые перестановки в Евразийской экономической комиссии, которая ведает делами ЕАЭС. Под давлением партнеров Россия была вынуждена согласится на ротацию и снять Виктора Христенко: новым председателем станет представитель Армении. Ранее наша страна уже потеряла лидерство в ОДКБ, согласившись на замену Николая Бордюжи.