Опрос был проведен 17 - 18 октября в 46 российских регионах среди 1600 человек. Возможная погрешность составляет порядка 3,5%. В 26% случаев респонденты оценили военную операцию России в Сирии как одно из самых ярких политических событий последних недель.
Фото: Алексей Никольский/ИТАР-ТАСС
Самые "кризисные" показатели поддержки президента приходились на январь 2012 г. - тогда, по данным ВЦИОМа, работу Владимира Путина одобряли 58,8% опрошенных. В марте 2014 г. на фоне присоединения Крыма к России эти цифры достигли уже 76,2%, а с апреля - стабильно более 80% респондентов. По данным последних опросов Путина поддерживали уже более 86% опрошенных.
Заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Леонид Давыдов, комментируя для "Утра" выросший рейтинг президента России, отметил, что эта цифра близка к пределу. Он также обратил внимание на то, что теперь Путина поддерживают не только те, кто сохранял ранее нейтралитет, но и бывшие противники главы РФ.
"Это очень хороший показатель, и любой западный политик мог бы о нем мечтать, - заявил Давыдов. - В Америке подобные цифры достигаются только в моменты серьезных конфликтов и жестких потрясений в обществе - таких, как нападение на "башни-близнецы". Объяснить рост рейтинга Путина очень легко - безусловно, это успехи на внешней арене. Сирия и Крым. Его воспринимают как национального лидера, уважают в мире, он добился признания, и это нравится людям. Очень много противников стали "за". Те, кто был нейтрален, тоже стали "за". Потому что всем россиянам нравится такие глобальные прорывы. Они соскучились по ним за все эти годы после падения СССР, считали себя униженными. Поэтому возвращение этого уважения на международной арене и определило этот рейтинг".
При этом Давыдов заметил, что успехов у власти во внутренней политике гораздо меньше, чем во внешней.
"У нас за экономику и партийные процессы отвечают другие люди. В сознании тех, кого опрашивали, это сильно отделено. Поэтому и разница растет между оценками его и тех, кто занимается экономикой и внутренней политикой", - считает он. - Другое дело, что все больше растет разрыв между его рейтингом и рейтингом правящей партии. У президента такие высокие цифры, а при этом кандидат от партии власти проигрывает в Иркутске. Значит, этажом ниже что-то не совсем в порядке".
Директор национального института внутриполитических исследований, питерский политолог Владимир Васильев назвал такой результат вполне закономерным. Дальнейший прирост будет статистически не значимым, считает эксперт.
"Мы должны понимать, что в рамках таких исследований есть определенная статистическая погрешность, - отметил Васильев в разговоре с нашим корреспондентом. - Поскольку она имеется, то рейтинг порядка 90% – он уже достаточно солидный. На него однозначно повлияла совокупность Сирии и Крыма. Сирия – это продолжение Крыма. И в том, и в другом случае мы показали, что Россия – самостоятельное государство, которое считает себя сильным для принятия подобных решений и для того, чтобы реализовывать их достаточно корректно с точки зрения международного права. И такое совмещение силы государства и международного права как раз и влияет на рейтинг".
Магистр политических наук НИУ ВШЭ, эксперт Института глобализации и социальных движений* (ИГСО) Алексей Симоянов выразил сомнения в реальности данных ВЦИОМа. По его словам, мнения россиян относительно военной операции в Сирии неоднозначные, и они существенно отличаются от поддержки возвращения Крыма в состав России.
"Конечно, это выглядит немного комично, - отметил Симоянов в интервью "Утру". - У меня нет сомнений, что рейтинг Путина переваливает за 60, и даже за 70%. Он пользуется поддержкой безусловного большинства населения нашей страны - голосующих, электората и так далее.
Но когда соцслужбы начинают рисовать за 80, а то и за 90, то это только вредит. Девяносто процентов поддержки не может быть ни у какого лидера ни в какую историческую эпоху! Но мы знаем, что стараниями наших социологов эта цифра может вырасти и до 146%. Социология оказалась в тупике после референдума в Крыму, где "за" высказались 84% голосующих. Теперь уже вроде как и нельзя показывать цифру ниже. В то же время есть такой тренд, что поддержка должна расти - медленно, постепенно, но постоянно. Вот они и начинают ее повышать. То, что рейтинг вырос за счет Сирии - сомнительное утверждение. Когда речь шла о Крыме, поддержка была видна невооруженным глазом. Проходили народные гуляния по всей стране. Но по Сирии вопрос очень спорный. Я видел альтернативные оценки - народ не понимает смысла вмешательства, и поэтому относится к военной операции скептически".
По мнению Владимира Васильева, цифры ВЦИОМа все-таки реальные и рейтинг Владимира Путина не накручен. Его поддержка со стороны россиян - реальная картина вещей, уверен питерский политолог.
"Так грубо обычно не работают - получили 70, а написали 90", - считает эксперт. - Рейтинг может быть накручен иными косвенными способами, полукорректными. Например, представляя определенные или возрастные группы, в которых рейтинг Путина реально выше. Но даже если это и допустить, то очевидно, что цифры очень близки к действительности".
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента