Накануне в бельгийской столице состоялся экстренный саммит лидеров 11 стран, наиболее затронутых гуманитарным кризисом. Инициаторами заседания стали балканские государства, которые не хотят быть буферной зоной для беженцев и оказаться в любой момент в заложниках кризиса, если Германия вдруг решит закрыть границы.
На фото: Нелегальные мигранты и беженцы на венгерско-хорватской границе. ТАСС
Во встрече приняли участие премьер-министры Румынии, Германии, Австрии, Венгрии, Хорватии, Словении, Болгарии, Греции, а также Албании, Македонии и Сербии, которые не являются членами ЕС, но входят в балканский путь беженцев.
Сотни тысяч мигрантов, которые разными путями – главным образом, начиная с Греции и далее через Балканские страны, пытаются добраться до Германии – стали предметом разногласий между основными и богатыми европейскими державами, в первую очередь, Германией и их "младшими" союзниками по ЕС.
Итогом встречи саммита стало решение о создании 100 тыс оборудованных постоянных пунктов для беженцев, которые сейчас следуют неуправляемым потоком, организуя лагеря где придется. Половина этих пунктов разместится в Греции, остальные – по мере необходимости в других странах транзита.
Из этих 50 тыс пунктов приема беженцев на греческой территории 30 тыс будут готовы уже в этом году, еще 20 тыс – в 2016-м. Финансирование поступит из казны ЕС.
Несмотря на договоренности, наблюдатели, даже такие лояльные, как из "Евроньюс", свидетельствуют, что на саммите "царило недоверие". Это, по мнению большинства аналитиков, не странно. Так, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер подчеркнул в разговоре с "Утро", что опасность "апокалипсиса беженцев" на Балканах вовсе не преувеличена.
"Для балканских стран это серьезнейший социальный вызов. Сейчас они только пропускают поток беженцев, но трудно представить, что та же Хорватия, если по какой-то причине беженцам придется остаться в стране, смогут разместить у себя пусть даже 50 тыс, не говоря уже о большем числе. Сейчас балканские страны разумно поступают, выторговывая у ЕС гарантии финансового, социального и юридического свойства", - отмечает эксперт.
"Мы должны облегчить страдания беженцев. Все мы подписали Женевскую конвенцию о достойном обращении с беженцами, и то, что мы видим в некоторых случаях, не соответствует ей", - отметила Ангела Меркель на воскресной встрече. А председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что практика транзита людей через границы должна прекратиться, что само по себе не может не настораживать те страны, через которые происходит этот транзит.
Так, премьер-министр Словении Миро Церар отметил, что хотел бы иметь четкие гарантии того, что Берлин и Вена не закроют границы. Ранее те же опасения высказал его болгарский коллега. "Мы боимся, что Германия, а затем и Австрия вдруг закроют свои границы. Это приведет к эффекту домино и будет настоящей катастрофой для Европейского Союза", – сказал Миро Церар.
Решено, что государства "балканского транзита" беженцев в течение 24 часов оценят необходимость создания пунктов приема и сообщат об этом в Еврокомиссию. Текст соглашения подразумевает, что страны не могут закрывать границы и направлять потоки беженцев через соседей, но пока это не юридически обязывающий документ, а не более чем политическая декларация.
Несмотря на усилия показать картину общности в данной проблеме, единственным совместным появлением перед прессой было Меркель, Юнкера и главы агентства ООН по делам беженцев Антонио Гутьерреса, который также высказался в смысле, совсем не удовлетворяющем балканские страны, что должна быть создана постоянная система расселения беженцев в странах ЕС.
Также решено разместить 400 полицейских, которые будут контролировать границы и помогать регистрировать мигрантов в Словении – пункте с наибольшем напряженностью от транзита людей.
Болгария демонстрирует наряду с Венгрией наибольшую решительность и наименьшее согласие с европейскими ценностями. К зиме ограждение на границе Болгарии с Турцией будет увеличено до 160 километров. Границу постоянно патрулируют вооруженные военные, на днях они застрелили афганского беженца, на что очень резко отреагировало агентство по беженцам в ООН, потребовав тщательного расследования. Однако Болгария не была готова принимать вынужденных переселенцев с самого начала кризиса более года назад.
"Сейчас практически никто из беженцев не остается в Болгарии, некоторые ждут решения во временных центрах пребывания, другие продолжают путь в Германию нелегально, но ситуация может измениться мгновенно – мы полностью зависим от внутриполитических решений Германии. Какими бы они ни были: от более серьезном контроле за беженцами или об ограничении приема мигрантов, Болгария и другие транзитные страны пострадают в первую очередь. Наша экономика не в состоянии выдержать подобную нагрузку, правые оппозиционные партии уже сейчас стремительно набирают очки, потому что люди боятся", - отметил в разговоре с "Утром" болгарский эксперт историк Тодор Анастасов.