Бортовой самописец разбившегося на Синае российского Airbus А321 зафиксировал звук взрыва. Об этом французскому телеканалу France 2 рассказал в пятницу участник расследования крушения, передает "Интерфакс".
Акция памяти жертв авиакатастрофы на Дворцовой площади. Фото: Александр Демьянчук/ ТАСС
"Черные ящики лайнера записали четкий звук взрыва во время полета", - сообщил France 2.
Это пока не официальное, но очень серьезное подтверждение версии теракта на борту – уже не гипотетическое и не основанное на туманных "данных разведки", а опирающееся на информацию бортового самописца.
Один из экспертов рассказал французскому журналу Le Point, что расшифровка самописцев завершена. По его словам, после того как раздался звук взрыва, на борту самолета отключилось электричество, из-за чего запись прекратилась. Собеседник издания полагает, что нет оснований считать взрыв следствием технических неполадок.
Ранее в пятницу британцы, которые сейчас эвакуируют из Египта своих подданных и занимаются поверкой безопасности египетских аэропортов, сообщили, что бомба могла быть заложена в багажный отсек самолета "Когалымавиа" непосредственно перед взлетом. Такой вывод можно сделать из перехваченных разговоров боевиков-исламистов.
Каир настаивает на том, что о теракте говорить слишком рано. В Кремле тоже постоянно повторяют, что нужно дождаться итогов официального расследования. Тем не менее, 6 ноября было решено приостановить все полеты российской авиации в Египет и эвакуировать оттуда всех находящихся там туристов из РФ. А это, по подсчетам АТОР, около 50 тысяч человек.
Специалист в области авиационной безопасности Анатолий Кнышов пояснил в беседе с "Утром": "Расшифровка параметрического самописца дала информацию о давлении, траектории полета – эти материалы сейчас обрабатываются четырехсторонней комиссией, которая состоит из представителей страны, где произошла катастрофа – Египта, страны приписки лайнера – Ирландии, страны изготовления самолета – Франции и Межгосударственного авиационного комитета РФ".
Эксперт полагает, что все материалы будут обработаны в ближайшую неделю – полторы. Поврежденный самописец кабины пилота, по мнению Кнышова, будет восстановлен, и мы получим информацию о взлете, которая дополнит параметрические данные.
Кроме того, продолжается работа экспертов, которые исследуют обломки А321 и останки жертв. Ранее ряд авиакатастроф, причинами которых оказались теракты, пришлось расследовать по обломкам. Так было в декабре 1988 когда, когда бомба взорвалась на борту Pan Am 103 над Локерби, и годом позже, когда разбился над Сахарой борт DC-10 французской авиакомпании UTA, летевший в Париж из столицы Чада Нджамены. В обоих случаях самописцы не помогли, и расследование опиралось на экспертизу фрагментов воздушных судов и вещей пассажиров.
"Первое указание на взрыв появляется после рассортировки обломков, потом вы начинаете искать потенциальные причины, и одна из них – взрывное устройство на самолете. Вы ищете следы взрыва высокой силы – обгоревшие части, проникновение материала в тела или части самолета. Рядом с местом, где было само устройство, вы можете обнаружить следы газа", - рассказал агентству Рейтер эксперт, участвовавший в расследовании терактов в конце 1980-х годов.
Как отметил в разговоре с корреспондентом "Утра" специалист по авиационной безопасности Андрей Соколов, есть определенная технология расследования авиационных происшествий, которую необходимо соблюсти для получения наиболее объективных результатов. Эта технология включает в себя и сбор всех имеющихся обломков лайнера.
"Затем происходит так называемая выкладка частей. По ней определяют, откуда началось разрушение самолета, было ли это внешнее или внутреннее воздействие, был ли это взрыв, затем углубляются уже в мельчайшие нюансы – и это кропотливая, сложная и довольно долгая работа", - подчеркнул наш собеседник.