Еще одно эмбарго никто и не заметит

Читать в полной версии →
Объем товарооборота между Россией и Украиной сократился настолько, что дальнейшее ухудшение торговых отношений будет мало заметно для потребителей

Введение с нового года продовольственного эмбарго в отношении Украины становится все более реальным, поскольку Москва, Киев и Брюссель так и не смогли достичь взаимоприемлемых договоренностей, которые позволили бы снять "озабоченности" России по поводу ассоциации Украины с Евросоюзом и создании между ними зоны свободной торговли, которая станет реальностью уже 1 января 2016 года. До сих пор Украина получает торговые преференции и от СНГ и всячески стремится их сохранить. При этом, как отметил глава МЭР, степень обязательств, которые она взяла на себя перед Россией в двусторонних соглашениях и многосторонних соглашениях в рамках СНГ, снижается.

Фото: Алексей Павлишак/ ТАСС

Россия, естественно, с таким несправедливым подходом, наносящим ей значительный экономический ущерб, смириться не могла и предложила свою версию документа с отражением собственной озабоченности, но в которой были учтены и предложения европейской стороны и был заложен механизм обязательности исполнения достигнутых договоренностей. Версия же ЕС лишь декларировала готовность сторон находить развязки проблем по мере выявления реального ущерба. Сначала надо договориться о принципах, а потом уже учреждать рабочие группы, которые мониторят, отслеживают, как эти риски материализуются или не материализуются, и помогают в принятии решений, считает российский министр.

"Сегодня обсуждение было достаточно позитивное. И если бы этот разговор, и если бы те позиции, которых мы достигли во взаимопонимании, состоялись год назад, я бы считал, что мы движемся хорошо. Но поскольку у нас остался месяц, то, конечно, ситуация по-прежнему вызывает озабоченность", - отметил Улюкаев после трехсторонних консультаций с министрами Еврокомиссии и Украины. Теперь, по его словам, "нужны экстраординарные усилия", чтобы с 1 января в отношении Украины не были введены продэмбарго и непреференциальный торговый режим.

Суть российских предложений заключается в следующем. Во-первых, создание трехсторонней системы информационного обмена в таможенной области, которая давала бы возможность отслеживать происхождение товаров и закрывать окно преференций для реэкспорта из третьих стран. Во-вторых, сохранение параллельного действия на территории Украины европейских стандартов и стандартов СНГ, в том числе - в области санитарного и фитосанитарного контроля - чтобы хозяйствующие субъекты могли бы выбирать, по которым из них работать, а также продление действия тех сертификатов соответствия, с которыми сейчас российские экспортеры работают на украинском рынке.

В области энергетики предложено сохранить параллельное функционирование энергосистем Украины и России, а также формулировки, которые обеспечивают приемлемый инвестиционный климат для российских и украинских компаний - "неухудшение его, неприменение мер, дискриминирующих инвесторов". При этом Россия настаивает, чтобы все подписываемые документы носили юридически обязывающий характер, и каждая сторона имела бы свои обязательства.

Как утверждает глава Минэкономразвития, по многим из этих пунктов вроде бы достигли согласия, и тем не менее пока приемлемого документа нет - европейцы взяли паузу для дополнительного изучения. "Но мы все должны понимать, что изучать можно сколько угодно, просто после 1 января придется изучать уже в другой экономической реальности", - подчеркнул Улюкаев.

Российский министр видит весьма вероятным сценарий, при котором соглашение к началу нового года так и не будет достигнуто, и Украина распрощается с преференциями в торговле с нашей страной, а заодно и получит продовольственное эмбарго, которое действует сейчас в отношении стран ЕС из-за санкций в отношении России, к которым Украина давно присоединилась.

При этом, по мнению Улюкаева, и российские потребители, и экономика в целом этого практически не ощутят, поскольку товарооборот между нашей страной и Украиной сильно сократился за последние два года – в 11 раз, стоимость украинского продовольственного экспорта упала до $200 миллионов.

"Понятно, что это макроэкономически незначимая величина. Поэтому я думаю, что для экономики, для потребителя России, будет практически незаметно", - подчеркнул министр экономического развития.

Для Украины потери от введения эмбарго гораздо более существенны - Киев оценивает их в $600 млн и готовит "зеркальный" ответ. Но на фоне санкций в отношении Турции очередной удар под дых Украины вряд ли будет замечен российскими потребителями. Впрочем, чиновники уверяют россиян, что и запрет на ввоз турецких продуктов не вызовет повышения цен в России.

Для справки: с 1 января Турция не сможет поставлять в Россию апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики и нектарины, сливы, землянику и клубнику. В ограничительный список также попали и овощи: томаты, огурцы, капуста цветная и брокколи, лук репчатый. Кроме этого, запрет коснулся ввоза замороженных частей тушек и субпродуктов индеек и домашних кур, свежих гвоздик и соли. Запрет не распространяется на охлажденное мясо, рыбу, орехи, лимоны и другие виды продовольствия, по которым Турция является крупнейшим поставщиком в РФ.

В перечень запрещенной к ввозу из Турции сельхозпродукции вошли только те позиции, потеря которых не критична для российского рынка и те, которые можно заместить за счет поставок из других стран, сообщили "Утру" в пресс-службе Минсельхоза.

"Не такая большая номенклатура продуктов попала под санкции, и это те продукты, которые с успехом производятся на территории России, - подтверждает замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Кинев. - Я бы не стал ожидать здесь какого-то существенного роста цен. На мой взгляд, это вообще не должно объективно сказаться на уровне цен на соответствующие группы продуктов питания".

Главный экономист ВЭБа, экс-замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач оценил вклад в инфляцию от ограничений импорта из Турции в декабре 2015 г. по сравнению с декабрем прошлого в 0,4 - 0,6 процентных пункта. "Это существенно", - считает он.

Пока, по данным Росстата, инфляция в России составляет 12% (с начала года) по сравнению с 8,5% за январь - ноябрь 2014 года.

Игорь КАЛИНОВСКИЙ |
Выбор читателей