Участники рынка говорят, что в минувший летний сезон на российских курортах уже появился формат all inclusive ("все включено").
Пляж "Приморский" в Сочи. Фото: Виктор Клюшкин/ ТАСС
"Отечественные туроператоры, которые раньше специализировались на массовых выездных направлениях, переориентировались на внутренний рынок, где внедряют проверенный в той же Турции или Египте формат "все включено", - рассказал "Утру" президент "Альянса туристических агентств" Андрей Гаврилов. - В принципе ничего не мешало им развивать эту схему на российских курортах и раньше. Но рост спроса на внутренний туризм в связи с удорожанием выездного стал неким катализатором процесса. В летний высокий сезон многие известные туроператоры предложили своим клиентам систему all inclusive в Крыму и Краснодарском крае. И результаты этого пилотного проекта вполне обнадеживают. Разумеется, особенно востребован такой формат услуг в пляжном отдыхе".
Так, туроператоры сообщали, что уже с начала прошлого курортного сезона система "все включено" заработала в 10% отелей Сочи, Анапы, Геленджика. И, как утверждали сами отельеры, их услуги мало чем уступают турецким или египетским стандартам – туристам предлагали и СПА-процедуры, и бассейны. Недельный отдых в таком отеле в Анапе обходился в 65 - 80 тыс. руб., в Сочи – 75 - 116 тыс., что, как считают отельеры, вполне сопоставимо с турецкими ценами.
Хотя российский all inclusive - по сути, калька с турецкого и египетского стандартов обслуживания туристов, которые внедряли отечественные туроператоры в паре с тамошними отельерами, эксперты указывают, что качество предоставления услуг, входящих в пакет "все включено" в России еще требует доработки.
"Во-первых, необходимо подтянуться с точки зрения ассортиментного набора в меню, - отметил Гаврилов. - И здесь плюсом может стать использование крымской и краснодарской систем питания. Что касается алкоголя, его минувшим летом туроператоры и отельеры включали в all inclusive не так широко. Поэтому им еще предстоит определиться, основываясь на этом опыте, какие спиртные напитки будут предлагаться в будущем высоком сезоне. Скорее всего, предпочтительным окажется вариант использовать, как в той же Турции, местные вина и другие традиционно русские напитки, тем более что виски у нас не производится".
Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы Галина Дехтярь считает, что систему all inclusive на российских курортах надо внедрять осторожно.
"Стоимость размещения на территории РФ уже существенно поднялась на фоне роста спроса на внутренний туризм. И она продолжит расти, поскольку налог на недвижимость у нас достаточно высок, к нему планируется добавить курортный сбор - все это ляжет на плечи туристов. Поэтому систему "все включено", хотя она, конечно, интересна для многих туристов, я бы рекомендовала внедрять как услугу, от которой можно отказаться, - пояснила он "Утру". - Тем более с учетом известной тяги россиян на отдыхе к спиртным напиткам. По закону о защите прав потребителей человек, который покупает услугу, должен получить полную достоверную информацию о том, что ему предлагается, грубо говоря, сколько он может выпить. Если брать по бутылке на человека в день, как у нас обычно отмечают праздники - разорится и гостиница, и турист. Да и порядка в отелях при таком разливном море может стать на порядок меньше. Так что с алкоголем в рамках all inclusive должны быть какие-то ограничения".
Словом, к российскому all inclusive пока еще больше вопросов, чем ответов. К тому же отечественные поклонники заморских курортов привыкли, что отели включают в программу их отдыха и различные бесплатные развлекательные программы, аниматоров. Однако, по словам Андрея Гаврилова, эти услуги надо расценивать не как классическую систему "все включено", а, скорее, как дополнительную опцию отелей. Дождутся ли россияне подобного "комплимента" в Крыму и Сочи, покажет время.
Ранее о том, что российские курорты должны начать работать по системе "все включено" (all inclusive), чтобы заменить пляжи Турции и Египта, говорил глава Ростуризма Олег Сафонов. "Я хочу сказать простую вещь: систему "все включено" надо развивать не в Турции, а в нашей стране. Будет правильно, если значительная часть денег, которые российские туристы тратят в отпуске, будет оставаться в России и работать на нашу, а не чужую экономику", - сказал он.
Глава Ростуризма отметил, что Турция за долгие годы совместными усилиями властей и бизнеса создала хорошую инфраструктуру для семейного отдыха, в которую так или иначе вложили деньги и российские туристы, которые славятся по всему миру своей активностью и щедростью. Только в Турции россияне ежегодно тратили более $10 миллиардов.
Хоть Россия и считается северной страной, однако и на ее территории, напомнил Сафонов, существуют зоны, пригодные для курортного отдыха, одной из которых является Крым.
"По климатическим условиям Турции очень близок Крым. Этот полуостров может принимать в два раза больше отдыхающих, чем сейчас, до десяти миллионов человек в год, в том числе и за счет all inclusive", - пояснил глава Ростуризма.
Еще одной такой зоной следует считать Сочи, популярного не только в высокий, но и в низкий сезон, сказал Сафонов.