Аналитический центр Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков в своем прогнозе до конца 2015-го и на 2016 г. отмечает, что снижение реальных доходов населения и платѐжеспособного спроса спровоцировало снижение продаж на страховом рынке.
Фото: Алексей Павлишак/ ТАСС
Помимо экономических факторов нестабильности страховщикам добавляет и геополитика - закрытие наиболее массовых туристических наносит удар по туристическому и авиационному страхованию.
По итогам нынешнего года антилидером на страховом рынке стало АвтоКАСКО. За девять месяцев нынешнего года сборы в этом сегменте уже сократились более чем на 21 млрд руб., или на 13,1%. И, как прогнозируют аналитики, в следующем году эта тенденция продолжится, падение составит 12 - 13%.
Значительно меньше в текущем году удастся продать и полисов страхования от несчастного случая - на 12,4%, а общая сумма собранных страховщиками платежей - на 16,4%. И следующий год оптимизма не добавляет: по мнению экспертов, он добавит к этой цифре еще как минимум 4%.
Специалисты связывают это с сокращением объемов потребительского кредитования - при заключении договоров банки традиционно требуют от своих клиентов страхования от несчастных случаев. Свою роль сыграла и борьба Банка России с навязыванием "добровольного" страхования при продажах ОСАГО и сокращение продаж туристических продуктов.
Заметно пропал интерес к страхованию жизни - потери по количеству проданных полисов приближаются уже к 40%, и никакого роста в ближайшей перспективе этому направлению, по мнению аналитиков Института страхования, не светит.
Не будет его и в добровольном медицинском страховании. Со второго квартала 2016 г. будет полностью исчерпан потенциал рынка ОСАГО.
Единственной "отдушиной" для представителей страхового бизнеса в следующем году может стать продажа продуктов по страхованию имущества физлиц, где прогнозируется 15%-й рост.
"Основной системной проблемой рынка, как и ранее, останется кризис доверия между страховщиками и страхователями, нежелание последних покупать продукты с сомнительной потребительской ценностью по завышенным ценам и неспособность последних ни создать иную ценность, ни донести еѐ до потребителей доступным для них способом", - отмечается в аналитическом отчете, с которым удалось ознакомиться корреспонденту "Утра".
Любое увеличение тарифов приведет только к падению продаж в добровольных видах страхования и уходу в "тень" в обязательных, предупредили эксперты.