В четверг, 17 декабря, в Москве состоялась большая пресс-конференция президента РФ Владимира Путина. На нее были аккредитованы почти 1400 представителей СМИ. Общение главы государства с журналистами стартовало в полдень.
На пресс-конференции Путина 17 декабря 2015 года. Фото: Юлия Витковская/ "Утро"
Общение Путина с журналистами продолжалось три часа и семь минут, за это время он успел ответить на 44 вопроса, которые задали, в общей сложности, 32 журналиста, в том числе 27 из российских СМИ и пять - из иностранных.
Общение президента с журналистами показывали в прямом эфире телеканалы "Россия", "Россия 24" и "Первый канал", трансляцию также будут вести радиостанции "Маяк", "Вести ФМ" и "Радио России".
На первый вопрос - Александра Рамова из "Комсомольской правды" - Путин ответил: "Зная о зависимости нашей экономики от нефти, газа, минудобрений, мы исходили из того, что нефть будет стоить 100 долларов за барель, и, исходя из этого прогноза, Минэкономики рассчитывала все планы развития, но в середине года упала вполовину и пришлось все пересчитывать".
Отвечая на следующий вопрос, Путин сказал, что "всем хочется, чтобы ставка Банка России была пониже, но это не единственный фактор в предпринимательском секторе". И объявил о своей поддержке политики ЦБ.
Прозвучал вопрос и о возможности корректировки состава правительства, а также о том, доволен ли президент его работой.
"Чехарда не нужна, она мешает. Никаких существенных изменений не предвидится. Если у кого-то что-то не получается, это и моя вина. В целом считаю, что работа удовлетворительная", - сказал Путин.
Далее журналисты интересовались, рвать ли связи со всем тюркским миром, что делать с инвесторами, будет ли федеральный центр настаивать на переименовании должности президента главе Татарстана, о судьбе Асада, о базе в Сирии.
"Мы уже говорили о базе - не знаю, нужна нам она или нет. Это инфраструктура, надо вкладывать деньги. У меня нет такой уверенности. Зачем нам там держать все под контролем. Мы показали, что, если кого-то надо достать, мы и так достанем. Возможно, нужен пункт базирования, мы подумаем", - отметил президент.
На вопрос о возможности обмена задержанных на Украине россиян на пленных украинцев и о том каковы дальнейшие шаги РФ в Донбассе, Путин заявил, что на Украине нет регулярных российских войск, а обмен должен быть равноценным и нужно освобождать людей, которые удерживаются с той и другой стороны.
"Мы не заинтересованы в обострении конфликта, но только не способом физической ликвидации людей на востоке Украины. Мы очень рассчитываем на открытый, честный диалог. Мы готовы к компромиссу, надо, чтобы этого захотели наши партнеры в Киеве", подчеркнул президент.
Был вопрос и о том, хватит ли у России ресурсов на военное присутствие, военные операции в Сирии.
"Мы войну не начинали, мы проводим отдельные операции, это не несет большой нагрузки на бюджет. Часть средств на учения, на обучения просто был перенаправлена. Лучшего учения, чем в Сирии, трудно себе представить", - ответил Путин.
Потом затронули вопросы о положении дальнобойщиков, об отношениях с Грузией, об элитах - Ротенбергах, Турчаке, детях генпрокурора России Юрия Чайки.
"То, о чем вы сказали, возможно везде. Отец Ротенберга нигде в госорганах не работает. В интернете появляется информация о Турчаке - то ли он причастен, то ли отец причастен… Но мы не должны к этому так относиться. Что касается детей высокопоставленных чиновников, надо понять: они нарушили закон?", - пофилософствовал глава государства.
Прозвучали вопросы и том, как прожить на пенсию и не оказаться должником по ЖКХ, не пришло ли время приватизировать госкомпании для поддержки бюджета, кто ответит за допинг в российской сборной, о скандале в ФИФА, о поддержке фермеров, о пенсионном возрасте.
В ответ на вопрос о Катерине Тихоновой, якобы дочери президента, Путин заявил, что его дети живут в России, никогда не выезжали на ПМЖ, учатся в России. Но дочери не занимаются ни бизнесом, ни политикой, и "никуда не лезут".
В ответе на вопрос о "Турецком потоке" президент подтвердил, что проект приостановлен. Россия настаивает, чтобы Еврокомиссия предоставила гарантии того, что для нее это приоритетный проект и будет реализован. При этом Путин не уверен в целесообразности прекращения украинского транзита газа.
Касательно Египта российский лидер сказал, что власти этой страны пока не способны справиться с террористической угрозой. По его словам, чтобы купировать эти проблемы, нужно время. Кроме того, Россия должна иметь своих представителей на каждом этапе приема и отправки самолетов, как только проблемы будут решены, Египет откроют.
Проект "Ямал СПГ" будет иметь выход на все мировые рынки, пообещал президент в ответе на следующий вопрос.. "Иностранцы инвестировали туда раньше, чем мы, российско-китайско-французский проект успешно реализуется, финансирование будет продолжено. Россия рассчитывает, что объем продаж СПГ будет расти", - добавил он.
Президент России не думает, что исламская коалиция против ИГИЛ* будет носить антироссийский характер, хотя туда входит Турция. "Хотя у наших стран разные подходы к урегулированию к Сирии, РФ, по его словам, рассматривает общие крупные проекты в сфере ВТС с Саудовской Аравией - для борьбы с террором надо объединять усилия", - пояснил Путин.
По поводу начатых проектов Гособоронзаказа президент выразил надежду, что они будут завершены. Но по некоторым позициям новые не будут начаты, в основном - из-за неготовности промышленности, их перенесут на период после 2020 года.
Об убийстве Бориса Немцова Путин заявил, что оно должно быть расследовано, а его участники изобличены и наказаны. Это создает устойчивую политическую систему, пояснил он.
В ситуации с журналистом РБК Соколовым Путин пообещал разобраться, а о деньгах из Фонда национального благосостояния (ФНБ) сказал, что они должны направляться на проекты, создающие условия для развития всей экономики.
Говорили на пресс-конференции и о налогах в нефтяной отрасли, и об авиастроении, которое, по словам Путина, является той отраслью, которая с советских времен обеспечивает технологическое развитие экономики. "Мы должны не только обеспечить своей техникой внутренние перевозки, но и выходить на международные рынки с конкурентоспособной продукцией", - призвал президент. Он особо отметил создание впервые с 80-х гг прошлого века нового российского двигателя.
На слова о Севастополе Путин реагировал уверенно. Он отметил, что Севастополь - важный элемент инфраструктуры флота, но все же не ключевой. В качестве таких он назвал Владивосток и Камчатку. Севастополь, по его словам, не должен оставаться исключительно базой флота, он должен развиваться как город сразу по нескольким векторам, а уж как - должны решать сами севастопольцы. Может быть, как Силиконовая долина, есть возможности для развития рекреации.
"А кортики офицерам нужно вернуть", - сказал Путин и на этом завершил пресс-конференцию.
* Организация запрещена на территории РФ