В пятницу, 18 декабря, Госдума рассматривает в первом чтении законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста чиновникам с 60 до 65 лет. Предполагается, что законопроект должен вступить в силу 1 июля 2016 года. Однако профильный комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предлагает внести ко второму чтению поправку, согласно которой документ должен вступить в силу с 1 января 2017 года.
Заседание Госдумы РФ 18 декабря 2015 года. Фото: Александр Шалгин/ ТАСС
"В ходе обсуждения данного законопроекта мы договорились с Минтруда, чтобы в случае принятия данного законопроекта он вступал в действие с 1 января 2017 года. Это будет внесено в качестве поправки ко второму чтению", - пояснил зампред комитета Виктор Казаков.
При этом по его словам, комитет считает вполне обоснованной и заслуживающей поддержки идею установления общих подходов, единых для федерального, регионального и местного уровней к формированию пенсионных прав лиц, замещающих должности государственной, муниципальной службы.
Законопроект предусматривает постепенное увеличение минимального стажа гражданской госслужбы, дающей право на пенсию за выслугу лет, а также увеличение с 60 до 65 лет предельного возраста нахождения на гражданской госслужбе. Одновременно для госслужащих предусмотрено постепенное увеличение до 65 лет возраста, дающего право на страховую пенсию: ежегодно его предполагается повышать на полгода.
"Мы считаем, что может быть поддержана и идея законопроекта о повышении предельного возраста пребывания на государственной службе до 65 лет. Однако некоторые положения законопроекта нуждаются в дополнительном обосновании", - сказал Казаков.
По его словам, "в частности, предлагается поэтапное повышение на пять лет стажа, дающего право на государственное пенсионное обеспечение, а также стажа, дающего право на назначение максимальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
Он также подчеркнул, что необходимо уточнение экономических показателей законопроекта. Комитет полагает, что цифра об экономии бюджета Пенсионного фонда РФ в 62 млн руб. в 2016 г. несколько завышена.
"Ряд положений законопроекта вызывает у комитета возражения. Лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, страховая пенсия по старости назначается по возрасту, отличному от других категорий работающих. К примеру, работники прокуратуры и судьи", - отметил Казаков.
Вместе с тем в законопроекте упускается, что с назначением пенсии или прав на ее назначение может быть связан ряд дополнительных прав - в налоговой, жилищной и социальной сферах, указал он.
Реализация предложенных в законопроекте норм приведет к тому, что определенная группа граждан будет ограничена в правах по сравнению с остальным населением, подчеркнул парламентарий.
"По мнению комитета, предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста в отношении государственных и муниципальных служащих наряду с установленными в отношении них ограничениями и запретами приведет к нивелированию социальных гарантий для указанной категории граждан", - добавил Казаков.
Минтруда не возражает против повышения пенсионного возраста чиновникам. Законопроект не нарушает Конституцию, заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов.
Он пояснил, что на федеральных и другие категории служащих уже распространяются такие исключения из общих подходов, как, например, декларация доходов и расходов. "Это не дискриминация по какому-либо признаку. Это один из видов ограничений. В частности, это ограничение касается получения иного вида дохода, а пенсия - это тоже доход", - добавил Пудов.
По некоторым оценкам, в России насчитывается до полутора миллионов госслужащих или чиновников разного уровня, это почти 2% от всего экономически активного населения.
Между тем вопрос о повышении пенсионного возраста для всех граждан страны, как уверяют в правительстве, сейчас не рассматривается. Президент РФ Владимир Путин подтвердил вчера на пресс-конференции, что также придерживается той точки зрения, что время для повышения пенсионного возраста еще не настало.