Хоть Россия больше и не рассчитывает на строительство газопровода "Турецкий поток", возобновить проект все же можно, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе своей ежегодной пресс-конференции. При этом названные им условия, отметили эксперты, для турецкой стороны заведомо невыполнимы и прозвучали они формально - дабы не делать Россию страной, которая поставит на проекте окончательную точку.
Успешным газопровод "Турецкий поток" был только в момент объявления - в декабре 2014 года. После этого целый год проект продвигался крайне медленно: стороны долго не могли договориться по ключевым вопросам, в частности - по цене российского голубого топлива для Турции.
После того как турецкие ВВС сбили российский самолет Су-24 и двусторонние отношения стремительно ухудшились, проект и вовсе приостановили. Об этом 3 декабря сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. Позже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что это инициатива его страны.
Турция никогда не демонстрировала большую заинтересованность в этом проекте."С самого начала Анкара показывала, что без значительной скидки на поставки газа "Турецкий поток" ей не нужен", - отметил директор Института энергетической политики Владимир Милов. Это было, в основном, политическое решение российских властей - чтобы обойти проблемный в силу геополитической обстановки украинский транзит, напомнил он.
Путин потребовал, чтобы Еврокомиссия предоставила России письменные гарантии того, что "все маршруты, в том числе и возможный маршрут через Турцию в Европу, не только реализуем, но и является приоритетным, и Еврокомиссия будет его поддерживать". "Если турецкие партнеры "Газпрома" принесут такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше. Но пока, к сожалению, этого не видно", - сказал президент РФ. Эксперты сомневаются в том, что это когда-нибудь произойдет.
"Турецкий поток" был предложен Москвой в качестве замены "Южного потока", от которого Россия отказалась из-за препон со стороны Еврокомиссии, оказывавшей давление на Болгарию. Турция же, не являющаяся членом ЕС, должна была, по замыслу авторов проекта, оказаться свободной от этого давления.
В настоящий момент ЕК не поддерживает ни один проект по доставке российского газа в Европу, а о "Турецком потоке" замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович не раз высказывался крайне отрицательно. Не исключено, потому, что, по заявлениям высокопоставленных представителей "Газпрома", Европа должна была самостоятельно озаботиться подводом инфраструктуры к намечавшемуся ранее газовому хабу на турецкой границе для обеспечения собственно потребления.
Тем самым транзит через Украину, который планировалось снизить до минимума или даже вовсе отменить за счет сначала "Южного потока", а затем "Турецкого", останется с Россией еще надолго. Если год назад глава "Газпрома" Алексей Миллер жестко заявлял об остановке украинского транзита после 2019 г., то уже к осени позиция изменилась: концерн выразил готовность обсуждать с "Нафтогазом Украины" продление транзита. И Владимир Путин 17 декабря подчеркнул, что "не уверен, что нужно прерывать украинский транзит".
Отказ от "Турецкого потока" обойдется российской стороне в 400 млрд руб., уже вложенных в инфраструктуру газопровода на территории РФ.
А турецкая сторона между тем активно ищет альтернативных поставщиков газа среди ближайших соседей – Саудовской Аравии, Ирака, Ирана и Азербайджана, с которым даже была заключена договоренность об ускорении запуска Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому азербайджанский газ должен пойти в Европу. Однако все эти альтернативы и долгосрочные, и могут обойтись Турции слишком дорого.
В прошлом году потребление голубого топлива в стране превысило 48 млрд кубометров. И главным поставщиком являлась Россия - в 2013 г. доля российского газа составляла 53%.