Бывший министр финансов РФ, глава комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин считает, что Россия еще не прошла пик кризиса. По его словам, ситуация может развиваться по негативному сценарию, о чем свидетельствуют продолжающиеся ухудшения показателей в конце года.
Алексей Кудрин. Фото: Anton Belitsky/ Russian Look
"Некоторое время назад многие эксперты и я тоже считали, что мы достигли дна, - заявил Кудрин. - Или, как еще говорят, прошли пик кризиса. Но сегодня мы видим некоторые дополнительные ухудшения, которые уже показывает нам ноябрь. Это означает, что ситуация пока нестабильная".
Руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников с Кудриным согласился. Он подчеркнул, что это очень своевременное предупреждение.
"Ноябрь показал, что тенденции к восстановлению экономики носят сильно неустойчивый характер, - отметил Масленников в интервью "Утру". - У нас поехал вниз ежемесячный показатель ВВП. С июля по октябрь были небольшие плюсы. В сентябре доходил до 0,3 %, но съехал на 0,1 %. И особенно не порадовала динамика торговой розницы, которая, естественно, идет вслед за сжатием реальных доходов и реальных зарплат. У нас 3 месяца подряд идет ускорение и падение товарооборота, розничной торговли. Кудрин, говоря о том, что дно впереди, сказал, что надо посмотреть правде в глаза, и настроить себя на корректировку содержания экономической политики".
По мнению Масленникова, о хроническом кризисе можно говорить, в частности, в строительной индустрии. При этом эксперт обратил внимание, что в инвестициях идет торможение падения. Однако, по ощущениям Масленникова – это процесс сезонный, и носит, скорее, разовый характер.
"В ноябре и в декабре это было связано с энергетическим мостом в Крыму, - полагает он. - Все-таки, это достаточно ясные инвестиции. Но это такое, разовое мероприятие. Было несколько инвестиций в трубное производство. Ну и, конец года - это отчетный период, когда компании закрывают инвестиционные проекты и показывают свой годовой результат. Поэтому всегда к концу года инвестиции подрастают. Так уже устроена экономика, и прежде всего, статистика. Но тем не менее, что будет в следующем году – большой вопрос".
В свою очередь, Кудрин одной из главных проблем назвал "резкое снижение цен на нефть". Продолжение снижения цен на жидкое топливо, либо просто их остановка на нынешнем уровне в течение полугода-года способно привести к дальнейшему падению российской экономики, считает он.
По словам Кудрина, в следующем году Россия столкнется с серьезным вызовом. Экономическая ситуация приведет к снижению расходов государства из-за уменьшения объема доходов, полагает экс-глава Минфина РФ.
"Девальвация еще не перенесла всю свою силу на потребительские цены, инфляция в следующем году будет примерно на 1,5% пункта выше ожидаемого официального прогноза 6,4%", - считает Кудрин.
Профессор кафедры политологии Леонид Поляков также выразил мнение, что от 2016 года можно ожидать плохого сценария. К такому заключению эксперт пришел, изучив объективные обстоятельства.
"Есть вещи, которые невозможно изменить, - заявил в интервью "Утру" Поляков. - Например, конъюнктура цен на нефть и на углеводород, как на основную статью экспорта. Мы, к сожалению, недостаточно сильны для того, чтобы вмешаться в эту игру, и каким-то образом способствовать повышению цены на нефть. Это просто нужно принять. Мы не можем изменить ситуацию с санкциями, потому что нам поставлен ультиматум: они будут отменены только тогда, когда Крым вернется в состав Украины. Но этого не будет никогда, и, соответственно, наш доступ на финансовые рынки в значительной степени ограничен и накладывает очень серьезные ограничения на наши бюджетные возможности".
При этом, как считает Поляков, кризис показывает и проблемы, которые решить вполне реально.
"Прежде всего, это взаимоотношения власти, - отметил эксперт. - Здесь, собственно говоря, такой стратегический лозунг - мы на санкции ответим максимальным стремлением к свободе. Пора уже этот лозунг применять в жизнь. Очень часто случается, что благие пожелания натыкаются на рутину, и иногда свобода личности в некоторых случаях не только расширяется, но и ограничивается. Здесь мы в состоянии изменить ситуацию, и это значит, что сами параметры кризиса мы можем в значительной степени смягчить. Можно говорить и об устранении радикальных барьеров, и о взаимодействии с бизнесом. Нужно создать благоприятную среду для бизнеса всех уровней - начиная с индивидуального предпринимателя и заканчивая самым крупным бизнесом".
Согласился Поляков и с тем, что проблема курса рубля по-прежнему актуальна.
"Мы отпустили рубль – и он плавает, - сказал он. - Ну что ж: будет как будет. У ЦБ и у правительства РФ есть возможность влиять на ситуацию на валютном рынке, причем как строго рыночными средствами, так и административным