В 2015 г. продажи новых автомобилей в России упали на 36% - до 1,6 млн машин, следует из предварительной статистики. Официальные данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей будут опубликованы в четверг, 14 января. В октябре прошлого года эксперты АЕБ ожидали падения авторынка РФ в 2015 г. на 37% - до 1,57 млн машин.
Один из авторынков Москвы. Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Российский авторынок падает уже третий год подряд и, несмотря на активную господдержку, никто из игроков не ждал, что в прошлом году удастся избежать обвала продаж, пишет "КоммерсантЪ". Напротив, в последнем квартале рынок ждал значительно более негативных результатов продаж, чем фактический уровень. Например, после того как в октябре автопродажи рухнули на 38,5% - до 129,9 тыс. машин, PwC ожидала сокращения авторынка по итогам года на 45% - до 1,28 млн автомобилей.
На итоговый результат повлияли более активные, чем осенью, продажи автомобилей в декабре, когда спрос стимулировали в том числе предновогодние скидки и опасения индексации цен из-за ослабления рубля. В последнем месяце прошлого года, по данным источников "Коммерсанта", было продано 146,2 тыс. машин. Это на 46% меньше, чем за аналогичный период 2014 г., но тогда на автомобили был ажиотажный спрос из-за резкой девальвации рубля.
По данным источников, продажи лидера рынка - АвтоВАЗа - упали в 2015 г. на 44%, до 269,4 тыс. машин. Но на фоне сокращения объема рынка доля Lada выросла на 1,3 процентных пункта - до 16,8%. KIA нарастила рыночную долю на 2,3процентных пункта - до 10,2% и стала наиболее продаваемой иномаркой в России, хотя и ее продажи снизились за год на 20% - до 163,5 тыс. машин.
В Hyundai, которая по результатам января - ноября 2015 г. была на первом месте по продажам среди иномарок, опережая KIA на 350 машин, не раскрыли годового объема продаж. Реализация Toyota упала на 39% - до 98,1 тыс. машин, доля марки на рынке снизилась с 6,5% до 6,1%. Skoda удалось продать около 55 тыс. автомобилей, падение составило 35%, доля осталась практически прежней — 3,7% (было 3,6%). Продажи "УАЗа" на протяжении всего года оставались довольно стабильными - они упали на 2%, до 48,7 тыс. машин, доля на рынке выросла на 1 процентный пункт, до 3%. Продажи BMW сократились за год примерно на 22,5% - до 27,5 тыс. машин.
В 2016 г. большинство игроков в лучшем случае ждут стабилизации рынка на прошлогоднем уровне, а в худшем - продолжения падения. Так, в Ford Sollers ожидают сохранения емкости авторынка на уровне 1,3 - 1,5 млн машин и не надеются на быстрое восстановление продаж. В "Рольфе" прогнозируют дальнейшее снижение (до 1,1 - 1,3 млн автомобилей), полагая при этом, что на фоне продолжающегося ослабления рубля цены на автомобили будут расти.
Директор по продажам ГК "Автоспеццентр" Александр Зиновьев считает, что общая тенденция производителей - сохранение объема продаж на уровне прошлого года, только некоторые премиальные бренды закладывают рост около 5 - 10%.
По последнему прогнозу PwC, восстановление российского авторынка до уровня 2012 г. произойдет лишь к 2022 году. По базовому сценарию в нынешнем году будет продано примерно 1,3 млн машин, по оптимистическому - 1,4 миллиона. При ухудшении макроэкономической конъюнктуры и отсутствии господдержки рассчитан и пессимистический прогноз: обвал рынка до 1,1 - 1,15 млн автомобилей.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" согласен, что в этом году ситуация оптимизма не внушает. Причем, если еще осенью эксперт полагал, что авторынок в 2016 г. может выйти в рост на 5 - 10%, сейчас он прогнозирует его объемы на уровне прошлого года или небольшого сокращения продаж.
Власти обещают увеличить объем господдержки российского автопрома в 2016 г. до 50 млрд рублей. Как заявлял ранее вице-премьер Аркадий Дворкович, ушедший год был очен ьнепростым для отечественного автопрома, тем не менее использование федеральной поддержки в объеме 43 млрд руб. позволило не допустить обвального падения рынка.