Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что возобновление полетов в Египет может произойти уже в 2016 году. Более конкретные сроки зависят от властей и аэропортов Страны пирамид.
Аэропорт Шарм-эль-Шейха. Фото: Khaled Elfiqi/ Zuma/ Global Look
"Мне бы очень этого хотелось, но, когда это произойдет, зависит от авиационных властей Египта", - подчеркнул министр.
По его словам, Минтранс РФ рассчитывает самостоятельно осуществлять полный контроль над тем, как обслуживаются пассажиры в аэропортах Египта, на всех этапах.
"Если говорить о наших подходах, мы хотим видеть, как обеспечивается авиационная безопасность на всех участках деятельности аэропортов. Это доступ в сам аэропорт, нахождение в аэропорту пассажиров, их транспортировка на авиационное судно, все вопросы, связанные с хендлинговыми работами (наземным обслуживанием авиарейсов), загрузки бортпитания, авиационного топлива. Все должно соответствовать требованиям международной безопасности. И эти предложения мы направили нашим коллегам", - сообщил Соколов.
Российские предложения по соблюдению международных норм авиабезопасности переданы Египту через Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). При этом Соколов отметил, что он не может "предсказывать действия наших соседей, хотя Минтранс, компании, которые работают, всегда готовы к восстановлению своих объемов". По его словам, объем египетского рынка оценивается в три миллиона человек.
"Что касается Египта, то здесь мяч тоже не на стороне Минтранса. Мы со стороны Минтранса делаем все, чтобы сформировать позицию, чтобы нашим египетским партнерам понятно было, что делать, и дальше они бы реализовали комплекс мер. А мы будем проверять, как они это делают", - добавил Соколов.
Авиасообщение с Египтом было закрыто в ноябре 2015 г., после крушения "Аэробуса A321", произошедшим, по мнению России, из-за теракта. По данным ФСБ, на борт самолета было заложено самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, которое сработало во время полета.
В ходе ежегодной итоговой пресс-конференции в декабре президент Владимир Путин пообещал восстановить авиасообщение с Египтом после отработки механизмов безопасности. Аналогичное заявление до этого сделал и глава МИД Сергей Лавров.
В конце прошлого года российские специалисты провели аудит аэропортов на предмет безопасности, и сейчас совместная работа в этом направлении продолжается. Кроме того, правительство Египта выбрало британскую компанию Control Risks для проведения мониторинга и улучшения мер в сфере безопасности в аэропортах арабской республики.
Российские авиакомпании и туроператоры несут убытки из-за остановки важного туристического направления и ждут возможности возобновления авиасообщения. "Египет - важная часть российского рынка авиаперевозок, на него приходится около десяти миллионов пассажиров в год, а это примерно 10% от общего ежегодного пассажиропотока в РФ", - рассказал главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.
По словам президента некоммерческого партнерства "Альянс туристических агентств" Андрея Гаврилова, возобновление полетов в Египет (если оно действительно состоится) станет положительным фактором и для туристического рынка, который за последние месяцы значительно сократился.
"Конечно, операторы на летний сезон разрабатывают и активизируют другие направления, это и Греция, и Болгария, и Испания. Но возвращение Египта расширит возможности наших туристов, учитывая, что пакеты туда были приемлемы по цене, а к уровню обслуживания все привыкли и всех он устраивает, судя по предыдущему летнему сезону", - отметил он. Если это произойдет, операторам станет проще формировать предложение на летний сезон, подытожил эксперт.
По оценкам аналитиков рынка, если запрет на полеты в Египет продлится больше трех месяцев, потери туроператоров составят около $200 млн, основная часть из которых – недополученная прибыль. Египет с финансовой точки зрения также заинтересован в том, чтобы как можно скорее получить российских туристов, количество которых до кризиса в год достигало трех миллионов человек.
Что касается перспектив возобновления авиасообщения с Турцией и Украиной, по словам Максима Соколов, эти вопросы находятся "за пределами компетенции Минтранса". "И Украина, и Турция - явно разные по своему содержанию события, но явно они носят внешнеполитический характер", - сказал министр.
Авиасообщение между Россией и Украиной было приостановлено 25 октября 2015 г. по инициативе Киева.
В Турцию в качестве ответа на сбитый 24 ноября 2015 г. в небе над Сирией истребителем турецких ВВС российский бомбардировщик Су-24 запрещен вылет только чартерным рейсам из РФ и продажа турпутевок. Регулярное авиасообщение с этой страной находится под особым контролем с точки зрения безопасности.