Правительство РФ приняло решение увеличить поддержку автопрома. Об этом в пятницу, 15 января, на совещании по финансово-экономическим вопросам сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Цех сборки новых автомобилей. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
"Что скрывать, если раньше и существовали планы сократить масштабы поддержки автопрома, то сейчас этого делать нельзя. Принято решение не просто их сохранить, но и увеличивать. Такие предложения подготовлены, эти меры позволят существенно обновить автомобильный парк, поддержать лизинг техники, автокредитование, простимулировать покупку нового городского общественного транспорта и расширение внутреннего рынка газомоторного топлива, - заявил глава правительства. - Это должно оказать позитивное влияние на ситуацию в отрасли, стабилизировать рынок, сохранить на территории страны производственные мощности и коллективы, конечно (это, может быть, самое главное), в первую очередь те коллективы, где существуют квалифицированные кадры, которые появились за эти годы в российском автопроме".
В 2015 г. на поддержку автопрома было выделено около 43 млрд рублей. По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, в 2016 г. господдержка автопрома может составить 50 млрд рублей.
Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали в 2015 г. на 36%. Всего было продано 1,6 млн машин. По прогнозу АЕБ, в текущем году рынок легковых автомобилей в России составит 1,53 млн машин, это на 4,7% меньше показателя 2015 года. Прогноз исходит из того, что существенных изменений в уровне правительственной поддержки автомобильного сектора, в особенности стимулирования розничного спроса, не будет.
В конце прошлого года правительство РФ приняло решение о продлении программы поддержки спроса на российском авторынке на первое полугодие 2016 года в размере около 20 млрд рублей. Программа включает льготный лизинг, льготное автокредитование, а также поддержание спроса через программу утилизации и трейд-ин.
Глава Минпромторга Денис Мантуров ранее говорил, что впоследствии отдельные решения по программе будут приниматься в зависимости от ситуации на рынке и производстве. Сегодня же он подтвердил, что объем господдержки спроса на продукцию автопрома РФ в первом полугодии 2016 г. остается в размере 20 млрд рублей. Но кроме того, будут компенсироваться затраты на перевозку автотранспорта для экспорта - Минпромторг оценил потребности сектора в такой поддержке на 2016 г. в размере 5 млрд рублей.
"Пять миллиардов рублей - это предложение Минпромторга относительно компенсации затрат на перевозку автотранспорта для последующей поставки на экспорт на весь 2016 год. Но дано поручение окончательно сумму обсчитать для последующего принятия решения о выделении этих средств. Принципиально - да, что касается суммы - около пяти миллиардов", - уточнил Мантуров.
Помимо автопрома правительство намерено оказать поддержку отрасли транспортного машиностроения.
"Программа поддержки транспортного машиностроения также направлена на стимулирование производства и поддержку спроса. Она поможет поддержать инвестиционные проекты по реализации и расширению мощностей по выпуску крупного вагонного литья, вести обновление парка подвижного состава. Что не менее важно, программа будет способствовать укреплению экспортного потенциала отрасли, здесь есть хороший задел", - сказал Медведев.
Правительство в 2015 г. реализовало две меры господдержки вагоностроителей и спроса на подвижной состав - субсидирование части затрат на уплату процентов по инвесткредитам предприятиям транспортного машиностроения и стимулирование спроса на инновационный грузовой подвижной состав.
Замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов сообщал в начале декабря, что господдержка вагоностроителей и стимулирование спроса на закупку грузовых вагонов в РФ будет продолжены в 2016 году.