Страховые взносы в три внебюджетных фонда - пенсионный, обязательного медицинского и социального страхования - будут реформированы. Сейчас чиновники обсуждают, как именно это сделать. Рассматриваются разные варианты, рассказали несколько чиновников из финансово-экономического и социального блоков правительства.
Налоговая служба, которой недавно передано администрирование всех взносов, предлагает установить единый платеж, рассказывают два чиновника. Нужна удобная для бизнеса конструкция, подтверждает представитель ФНС - база для уплаты взносов должна быть унифицирована, нужна одна форма отчетности, один контролер. Предложения направлены в Минфин.
Ставка единого взноса должна быть такой, чтобы не выросла фискальная нагрузка, обещает представитель Федеральной налоговой службы. В перспективе ставка взноса должна быть единой и не зависеть от размера зарплат, указал знакомый с предложениями ФНС чиновник.
Единый сбор не следует путать с предшественником взносов в фонды - единым социальным налогом (ЕСН), существовавшим до 2010 года. В отличие от ЕСН единый социальный платеж будет по-прежнему разноситься по трем фондам и индивидуальным пенсионным счетам.
Сейчас у всех трех страховых взносов разная база. В 2016 г. в ПФР уплачивается 22% с годовых зарплат до 796 тыс. руб. и 10% - на зарплаты сверх этого порога. В Фонд соцстраха - 2,9% с зарплат до 718 тыс. руб. и ничего на доходы выше этой суммы. И лишь для взносов в Фонд медицинского страхования установлена плоская шкала - 5,1% с любой зарплаты. Таким образом совокупная ставка страховых взносов составляет 30% плюс 15,1% для доходов сверх установленного порога. Поэтому унификация взносов приведет к росту отчислений на более высокие доходы.
Нужно снижать тариф, чтобы не выросла общая фискальная нагрузка, пояснил федеральный чиновник. Сейчас ведутся расчеты.
Ставку при переходе на плоскую шкалу нужно будет снизить на 2 - 2,25 процентных пункта, выразил мнение работающий с Минфином эксперт. Не больше чем на 1 - 2 процентных пункта, подсчитал чиновник финансово-экономического блока правительства: основная часть зарплат - заработки до порога, а в условиях сокращения зарплат снижение ставки может быть и того меньше.
Идея ФНС правильная, поддержал он, но решение сложное. Даже если снизить ставку, то все равно почти в два раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога, рассуждает он. А для тех, кто платит налоги по упрощенной системе, рост нагрузки может быть огромным - их шкала 20% до и 0% после порога.
Мера может ударить по малому бизнесу и льготникам, отметил президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. По сниженному тарифу платят, например, IT-компании и сельхозпроизводители. Это все вопрос расчетов, настаивает другой чиновник, - как пересмотреть ставки, в том числе льготные, чтобы не увеличить нагрузку.
Нагрузка с высоких зарплат все равно вырастет, это может привести к уходу в тень части доходов, предупредила Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Идея выглядит привлекательно, но надо тщательно просчитать новую ставку, призвал сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. Сейчас три платежа, говорит он: это издержки на ведение излишней отчетности и оформление платежей.
Но вариант ФНС не единственный - рассматриваются и другие, в том числе связанные с повышением нагрузки. Обсуждается увеличение сбора в ПФР за счет заработков, превышающих предельный порог. Речь идет о повышении взноса с 10% до 20%. Источники издания утверждают, что эта идея Минфина обсуждалась уже на совещаниях у премьера Дмитрия Медведева, и высока вероятность, что именно такое решение и будет принято.
Минфин такого не предлагает, заявил представитель министерства. Пересмотр шкалы пенсионных взносов - это изменение не только нагрузки, но и начисления пенсий, поэтому любые шаги по взносам должны быть тщательно просчитаны, сказа чиновник ведомства.
В 2016 г. под предельную базу для начисления взносов в ПФР попадает 87,5% фонда оплаты труда (ФОТ), следует из расчетов к бюджету ПФР на 2016 год. Таким образом, при прогнозируемом ФОТ в 19,9 трлн руб. из ожидаемых 3,9 трлн пенсионных взносов на долю сборов с высоких зарплат приходится порядка 240 - 250 миллиардов. При удвоении ставки для них до 20% поступления таким образом могли бы вырасти примерно на 240 млрд руб., при утроении (то есть при унификации базы для сборов) - примерно на 500 милиалровд. При взносе в 2016 г. со всего ФОТ еще порядка 100 млрд руб. мог бы дополнительно получить Фонд соцстраха.
Повышение нагрузки по взносам неприемлемо, настаивает эксперт, участвующий в подготовке расчетов Минфина: до 2018 г. президент обещал не повышать налоги. Однако обещано было не ухудшать налоговые условия, а о неизменности ставок речь не шла. Так что ставки, скорее всего, унифицируют, вопрос лишь в том, снижать при этом тариф, компенсируя рост нагрузки, или нет, предположил федеральный чиновник.