Замминистра финансов России Максим Орешкин в интервью журналу "КоммерсантЪ-деньги" рассказал об ошибках, которые делают эксперты при оценке перспектив мирового развития.
Фото: Klaus Ohlenschlдger/ DPA/ TASS
Первая, по его мнению, касается США, где МВФ и банковские аналитики в перспективе ближайших два - три года прогнозируют рост в 2,5 - 3% ВВП. Как считает Орешкин, американская экономика уверенно движется к "перегреву". Свой прогноз он поясняет так: в среднем безработица в Штатах снижалась на 1% в год при росте экономики на 2,3 - 2,4%. ФРС начала повышать ставки, потому что считает, что уровень занятости может еще немного подрасти, но уже близок к пределу, к естественному уровню. Если будет поддержан текущий уровень создания рабочих мест, то не минуем перегрев.
"Главный шок для рынка будет тогда, когда все поймут, что не будет роста в 2,5 - 3% ВВП, экономика США будет расти на 1 - 1,5%. Что почти неизбежно, если только магическим образом не начнет расти производительность труда. Переоцените всю экономику с роста в 2,5 - 3% ВВП до 1 - 1,5%, получите резкое снижение будущей выручки компаний. Возможен обвал рынка", - сказал Орешкин.
Перспективы Китая также не вызывают у замглавы финансового ведомства оптимизма.
"В теории он может и дальше расти по 6% в год, вот только внутренний долг для этого должен увеличиться с 230% ВВП до 310%. Но деревья не растут до небес, китайские власти это понимают", - отметил Орешкин.
Невозможно до бесконечности накачивать экономику кредитами, убежден он. "Инвестиции под 50% ВВП нереально поддерживать. За этими инвестициями, прибыльность которых с каждым годом снижается, потому что ты строишь то, что уже не нужно, стоят долг и сбережения", - пояснил заммнистра. А для того, чтобы поддерживать нынешние темпы роста ВВП, нужно, по его словам, строить столько же, плюс еще 6 - 10%.
"Если бы все это изначально финансировалось бюджетом, тогда долгосрочных проблем не было бы. Потратил и потратил. А тут все может ударить по финансовым рынкам. Наступает так называемый Minsky moment, когда все кредитуют, кредитуют, а потом вдруг понимают: больше нельзя. В КНР долг растет примерно по 10% ВВП в год; если рост остановится, со спроса тут же снимается 10% ВВП", - уточнил Орешкин.
Замглавы Минфина РФ видит для жесткой просадки китайской экономики и психологические причины: в стране последний кризис был более 25 лет назад - в 1989 г., и у населения нет опыта жизни в условиях серьезного экономического спада, нет иммунитета.
Россия в этом смысле выгодно отличается от Поднебесной. В России во время кризиса 2008 - 2009 гг. была паника, а в 2014 - 2015 гг ее не было, потому что люди подготовлены к внешним шокам, которые, по мнению Орешкина, были гораздо сильнее. "У нас кризис - о'кей, включаем "кризисный режим": экономим на том, на этом, переходим на сокращенную неделю и так далее", - сказал замминистра.
"Россия - один из лучших образцов макроэкономической политики. Доказательство - и действия рейтинговых агентств, и поведение иностранных инвесторов", - подчеркнул Орешкин. И отметил, что по итогам 2015 г. наблюдается активный приток средств инвесторов в ОФЗ. "В последние месяцы фонды выводили деньги, например, из Бразилии, и вкладывали в нас", - сказал он.
Орешкин признал, что России еще предстоит справиться с шоком, связанным с падением цен нефти, и адаптироваться к новой экономической реальности. В ближайшей перспективе РФ, как и другим странам-экспортерам, придется жить в условиях низких нефтяных цен. По мнению замминистра, ряд ли они превысят $50 за баррель.
Основания для такого пессимизма дают динамика мировой экономики, снижение себестоимости нефти из-за внедрения новых технологий и разработки в первую очередь новых участков. Орешкин указывает и еще на один долгосрочный тренд - "человечество переориентируется на новые товары": свое место в нашей жизни уверенно отвоевывают электромобили, альтернативные источники энергии.
А это означает, что сокращение внутреннего спроса в РФ неизбежно. И все же, по мнению высокопоставленного чиновника, России пока удается устоять против "мирового шторма".
По его мнению, для придания дополнительной устойчивости отечественной экономики нужно, в первую очередь снизить текущее потребление в целом: и текущие расходы бюджета, и спрос со стороны госкомпаний. Они должны повысить эффективность своих инвестиций, с этого надо начинать. "Несправедливо, когда инфляционный налог платят самые бедные, а госкомпании как будто в другой реальности живут: тарифы растут, зарплаты повышаются...", - подчеркнул Орешкин.
Это во многом выбор между потреблением сейчас и уровнем жизни через несколько лет. "Надо определиться, что мы будем пытаться максимизировать", - отмечает замглавы Минфина.
Также важно, чтобы производительность росла быстрее зарплат. Для этого в условиях наших демографических условий важны проактивная политика на рынке труда, высвобождение занятости с неэффективных предприятий с одновременной заботой о конкретном гражданине, помощь в его новом устройстве.
И при разработке любых прогнозов нужно учитывать, что происходит на глобальных рынках - в мире, в Бразилии, в ЮАР. Говорить, будет рост или спад, смотря исключительно на Россию, ошибка. "Мы часть глобальных процессов", - поддытожил Орешкин.