Лукашенко идет в обход России

Читать в полной версии →
После вступления в силу новых правил транзита грузов через территорию РФ Украина активно ищет альтернативные маршруты доставки своих товаров в Казахстан и Китай. В новом транспортном проекте Киеву нужны союзники и партнеры

Кабинет министров Украины подписал с Литвой меморандум об объединении проекта "Шелковый путь" с проектом "Викинг". Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в ходе совещания в украинской железнодорожной компании "Укрзализныця". Таким образом, Литва станет первой страной-членом Евросоюза, которая присоединится к железнодорожному маршруту, идущему в обход России. Белоруссия, хоть и не участвовала в подписании меморандума, также к ним присоединится, поскольку уже участвует в проекте "Викинг".

Фото: сайт "Укрзализныци"

Речь идет о поезде комбинированного транспорта "Викинг", который проходит по территории Литвы, Украины и Белоруссии и соединяет цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей.

Поезд начал курсировать на регулярной основе в 2003 году. Это совместный проект железных дорог Литвы, Украины и Белоруссии, стивидорных компаний (компании, связанные с погрузочно-разгрузочными работами) и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса. Общая протяженность маршрута Драугисте (Литва) - Минск (Белоруссия) - Ильичевск (Украина) - 1753 километра. Объем грузоперевозок "Викинга" колеблется от 2 до 5 тыс. контейнеров в год. За восемь месяцев 2015 г. объем перевозок составил 3,92 тыс. контейнеров.

Обсуждение возможных путей грузоперевозок из Азии в Центральную Азию и Европу в обход России активизировалось в прошлом году, хотя сам транскаспийский маршрут, носящий название "Шелковый ветер", был разработан еще в конце 2012 года.

Работа над "Шелковым ветром" велась в рамках другого транспортно-логистического проекта TRACECA (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), цель которого - укрепление международного экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии.

Пока о полномасштабной работе Транскаспийского маршрута говорить преждевременно. В прошлом году по нему было пущено только три демонстрационных контейнерных поезда из Китая. Первый, из китайского Шихэцзы в азербайджанский порт Алят, состоял из 82 контейнеров с каустической содой и был запущен в августе. Второй, прибывший из китайского Алашанькоу в Тбилиси в начале октября, состоял уже из 44 контейнеров. Третий поезд, проследовавший до Стамбула в декабре 2015 г., насчитывал всего 21 контейнер.

В январе 2016 г. Транскаспийский маршрут сделал новый поворот - на Украину.

Из-за вступления в силу новых правил транзит грузов из Украины через территорию России практически прекратился. Согласно указу президента России, все авто- и железнодорожные перевозки с Украины в Казахстан должны осуществляться только через пункты на российско-белорусской границе и только в опломбированных емкостях, оборудованных средствами идентификации на базе ГЛОНАСС.

Однако Украина, для которой Казахстан - важный торговый партнер, попыталась найти возможность доставки грузов в обход России и 15 января запустила первый демонстрационный контейнерный поезд из Ильичевска в Казахстан (конечная станция - Достык, на границе с Китаем) через территорию Грузии и Азербайджана. Поезд был гружен товарами для экспорта в Казахстан, в основном продуктами питания и напитками – это одна из главных статей экспорта с Украины в Казахстан.

Несмотря на то что расчетное время прохождения, как заявлялось украинской стороной, должно было составить сначала девять суток, а потом уже не больше двух недель, поезд добрался до станции Достык только спустя 16 суток: два дня поезд потерял из-за простоя, связанного с задержкой в оплате со стороны заказчика.

Украинская сторона настаивает на том, что использование Транскаспийского маршрута может сократить время в пути в несколько раз по сравнению с морскими перевозками, которые пока лидируют в способах доставки грузов из Китая в Европу. Если по морю груз идет в Европу 40 - 45 дней, то по маршруту "Шелкового ветра" время сократится в три - четыре раза. Конкурентоспособной будет и стоимость грузоперевозок: по словам украинского министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, доставка по маршруту будет сравнима с российским транзитом.

Во вторник, 2 февраля, Арсений Яценюк заявил о необходимости сокращения времени движения нового контейнерного поезда по "Шелковому пути" до 10 суток. "Это позволит нам сократить затраты на транзит и ускорить его. Сейчас стоимость перевозки одного контейнера около $5,5 тыс., это, признаться, несколько дороже, чем традиционный путь через Россию", - сказал украинский премьер.

Впрочем, по мнению экспертов, Транскаспийский маршрут пока все равно не готов к существенному увеличению грузоперевозки.

Главный его недостаток - частая смена модальности. Поезд преодолевает две паромные переправы - через Черное море (Ильичевск - Батуми) и через Каспийское (Алят - Актау). Усложняет процесс доставки грузов и необходимость прохождения нескольких таможенных режимов на пути следования.

Сдерживающим фактором выступает и серьезная инфраструктурная неготовность этого пути. Так, между Ильичевском и Батуми курсируют лишь два парома, а в порту Актау только два причала могут осуществлять прием контейнерных грузов.

"Поезд "Викинг" коммерческий, достаточно успешный проект, но он занимается тем, что перекидывает некоторые излишки грузов между портами Клайпеды и Ильичевска, не самыми крупными контейнерными портами", - отметил руководитель агентства Ifranews Алексей Безбородов. По его словам, ожидать массового оттока грузов с российского транзита не приходится.

После присоединения Литвы и Белоруссии к проекту они также смогут отправлять грузы, минуя российскую территорию. "Викинг" из Клайпеды также получит возможность поставлять свои товары непосредственно в Китай в обход России", - заявил Яценюк.

Но остается открытым вопрос, что Литва в рамках "Викинга" может экспортировать в Китай.

Сейчас контейнерный поезд везет в направлении Украины электроприборы, машинное оборудование, тракторы, полиэтилен, изделия из черных металлов. Нужны ли эти товары Китаю и, если нет, зачем Литве и Белоруссии присоединяться к Транскаспийскому маршруту?

"Литва - член НАТО и Евросоюза, страна, очень критично относящаяся к России. Белоруссия - член ОДКБ и Евразийского союза, то есть по идее наш ближайший союзник. Но Минск занимает максимально осторожную позицию в отношении России и демонстрирует, что у него есть партнеры помимо Москвы", - говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Андрей ПЕТРОВ |
Выбор читателей