Диверсификация экономики, о которой уже столько лет твердят в российском правительстве, похоже, докатилась и до алмазной отрасли. На этой неделе полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев обсуждал в Якутии проекты, которые позволят создавать и релизовывать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Якутские бриллианты. Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС
Россия, обладающая крупнейшими разведанными запасами алмазов и вышедшая на первое место по их добыче, до сих пор остается для международного рынка, в основном, поставщиком сырья, отдавая другим значительную долю доходов. Весьма красноречиво об этом говорит, например, тот факт, что, по данным Росстата, из 37 млн карат алмазов, добытых в нашей стране, более 35 млн карат идет на экспорт - это в натуральном выражении. Или еще одна весьма красноречивая цифра: в 2014 г. из $5,05 млрд выручки главный отечественный экспортер в этой отрасли - АК "АЛРОСА" - от продажи бриллиантов получила лишь $150 млн, или 2,7%.
Учитывая, что, по данным Минпрома Якутии, на данный момент 60% ограненных камней идет на экспорт, понятно, что объемы обработки внутри страны минимальны. Имея 29%-ю долю в добыче, Россия занимает 4% на рынке мировой огранки, в то время как более 60% всех производимых в мире бриллиантов гранится в Индии. А неограненные отечественные камни сырьем уходят в Бельгию, Израиль, США, Китай и другие страны.
В Якутии, где добывается 99% российских алмазов, мириться с этим не хотят. Региональное правительство настаивает на создании на базе ТОР "Кангалассы" бриллиантового кластера, заточенного под ювелирно-гранильное производство.
"Путем создания специализированного кластера станет возможным дальнейшее развитие завершенного цикла от добычи алмазов до производства бриллиантов и ювелирных изделий", - пояснил глава Якутска Айсен Николаев. По расчетам, это позволит в семь раз - до 90,5 млрд руб. - увеличить выручку от реализации бриллиантов и ювелирных изделий и пополнить бюджет Якутии на 9,5 млрд руб. (в ценах 2014 года).
"Бриллиантовая долина" позволит собрать всех огранщиков и ювелиров в одном месте для получения конечного продукта, который востребован по всему миру, строят планы в региональном минпроме, по расчетам которого, необходимый объем инвестиций в алмазный кластер оценивается в 9,8 млрд рублей.
Полпред президента в ДФО проект поддерживает. "Я уверен, что мы должны стараться создавать условия, чтобы на российской земле перерабатывались наши полезные ископаемые. За счет этого экономика получает новые мощности, люди получают работу", - отметил Трутнев.
Впрочем, не все исполнены такого оптимизма. В прошлом году ТОР "Бриллиантовая долина" не попала в итоговый перечень проектов, до 50% стоимости которых планируется финансировать из бюджета: аналитики посчитали, что реализация якутского проекта в итоге могла бы привести АЛРОСА к субсидированию низкорентабельной ограночной отрасли. Вывести ТОР на окупаемость планировалось не ранее 2023 года.
И сейчас полпред в ДВФО весьма осторожен: "Надо очень детально поработать по конкурентоспособности. У нас есть преимущество - алмазные месторождения в Якутии и компания "Алроса". Но этого недостаточно. Если мы не будем эффективно работать, ничего не получится. Одна компания ничего не решит. Нужно вместе работать, чтобы предприятия России были успешные", - подчеркнул Трутнев.
Эксперт отраслевого информационно-аналитического агентства Rough&Polished Сергей Горяинов считает, что разговоры о создании на территории России гранильных предприятий нецелесообразны.
"Это низкомаржинальный бизнес: даже в лучшие годы компании имеют порядка 15% прибыли, обычно же 5 - 7% и ниже. К тому же вся гранильная отрасль работает на кредитах, поэтому располагаются предприятия отрасли поближе к крупным финансовым центрам, таким, например, как Антверпен. С нашими же драконовскими банковскими ставками об этом нет смысла и говорить", - отмечает он в беседе с корреспондентом "Yтра".
Эксперты видят и другие препоны для "Бриллиантовой долины". Источник в руководстве Российской ассоциации производителей бриллиантов рассказал "Yтру", что создание специализированного кластера в Якутии будет проблематичным в силу природных условий, поскольку предприятия вынуждены будут нести большие расходы на энергоснабжение и создание нормальных условий для работников. К тому же, в этом малонаселенном регионе существует проблема с кадрами, а чтобы обучить огранщика, необходим кропотливый отбор.
По мнению гендиректора МФО "Мани Фанни" Александра Шустова, идею создания алмазного кластера в Якутии технически вполне реализуема, но нужно хорошенько оценить его целесообразность. "Спрос на внутреннем рынке ограничен, и совершенно не важно, сколько заводов будет построено в РФ для работы с сырьем, если спроса на их продукцию внутри страны не будет, а на мировых рынках спрос будет именно на сырье, а не на готовую продукцию. Можно, конечно, добиться высокого уровня конкурентоспособности продукции и ориентироваться на экспорт, но вопрос в том, что выгоднее - продавать сырье на экспорт в валюте или российским предприятиям за рубли".
А ведь только созданием "Бриллиантовой долины" планы не ограничивались. Речь шла фактически о создании алмазного хаба - центра, в котором сосредоточен весь спектр услуг и промышленного производства этой отрасли. Другой частью его должна была бы стать расположенная во Владивостоке специализированная биржа. Такая торговая площадка может быть создана в течение 2016 г., заявлял ранее Юрий Трутнев. Пока же Россия основную часть камней продает в Антверпене.
Специалисты Российского аукционного дома сформулировали основные принципы организации алмазных хабов: обычно это крупные центры добычи и обработки алмазов или исторически сложившиеся центры торговли вблизи крупных портов, с развитым рынком капитала, работающие в условиях смягченных налогового и таможенного режима; кроме того, они являются сосредоточением квалифицированной и недорогой рабочей силы.
Обобщив этот опыт и учтя нынешние мировые реалии, специалисты Российского аукционного дома сделали вывод, что организация международной торговли на территории России ограничена следующими факторами:
- снижение спроса на ювелирную продукцию;
- обработка алмазов осуществляется за пределами России: сохраняется общемировая тенденция переноса обрабатывающих производств в страны с дешевой рабочей силой;
- отсутствие доверия со стороны партнеров: ввиду обострения геополитической обстановки торговля на территории России будет восприниматься с осторожностью;
- отсутствие свободной таможенной зоны по примеру крупных алмазных хабов мира;
- необходимость инфраструктуры и наличия финансов, в том числе, доступного кредитования.