Экспорту российской водки помешала политика

Читать в полной версии →
Поставки крепкого алкогольного напитка и ликеро-водочных изделий за рубеж резко упали в результате снижения спроса на ряде рынков стран СНГ, в том числе на Украине и в Казахстане

В 2015 г. из России за рубеж было поставлено водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) на сумму $111,9 миллиона. Это на 40,2% меньше, чем в 2014 г. ($187,1 млн), пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на данные таможенной статистики. В физическом объеме, по расчетам Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), объем экспорта упал за год примерно на 42% - до 4,35 млн дал, что является самым низким показателем после 2005 года.

Фото: Игорь Зарембо/ТАСС

Главным российским экспортером водки и ЛВИ остается холдинг Roust ("Русский стандарт", "Зеленая марка", "Парламент") миллиардера Рустама Тарико: доля его продукции в общем объеме экспорта составила 60,25% в денежном и 59,7% в натуральном выражении. Как сообщил представитель Roust, общие объемы экспорта компании снизились в прошлом году на 29%, что связано с падением продаж на ряде рынков стран СНГ, в том числе на Украине и в Казахстане.

Украина прежде была одним из крупнейших экспортных рынков для российской водки. Если в 2013 г. ее было завезено в страну на $38,6 млн, то в 2014 г. - уже на $12,2 млн. В прошлом году объем экспорта снизился еще в три раза - до $3,87 миллиона.

"Кроме Украины, где сейчас практически перестали продавать русскую водку, у всех в прошлом году были слабые результаты в Азербайджане из-за девальвации маната", - отметил топ-менеджер крупной водочной компании. В деньгах поставки в Азербайджан сократились в два раза - с $10,56 млн до $5,3 миллиона.

Объемы экспорта товаров из России в Казахстан не учитываются ФТС, так как обе страны являются членами Таможенного союза. В 2014 г. в ЦИФРРА оценивали поставки водки российского производства на казахский рынок в объеме до 1 млн дал. Причиной их сокращения в прошлом году участники рынка называют протекционистскую политику властей республики, которые обязали местных дистрибуторов вносить на специальный депозит обеспечительные платежи под товар, ввозимый из России.

"В зависимости от курса тенге к рублю дистрибутор в прошлом году должен был платить 4-6 млн рублей за одну машину с 20 тыс. пол-литровых бутылок водки, - рассказали в экспортном отделе Алкогольной сибирской группы (АСГ; "Пять озер", "Белая березка", "Хаски"). - Вернуть эти деньги можно было, только предоставив подтверждение, что завезенный товар реализован".

Крупнейшим импортером российской водки в прошлом году стала Великобритания. В Roust называют ее ключевым экспортным рынком, где доля всего портфеля водочных брендов компании в прошлом году составила рекордные 15%. Также рост объемов поставок Roust был отмечен в Германии - на 28%, США - на 11%, Польше - на 17%, Канаде - на 5% и Франции - на 7%.

Между тем, по данным таможни, в денежном выражении поставки российской водки и ЛВИ в прошлом году снижались в Европе и США.

"В связи с укреплением валют к рублю и гривне у экспортеров водки из России и с Украины образовалась искусственная маржа, которую они пустили на то, чтобы снизить отгрузочные цены и за счет демпинга увеличить присутствие на полке за рубежом", - объяснили в АСГ. У самой компании в 2015 г. продажи в натуральном выражении за рубежом выросли на 12%, но в денежном снизились примерно на 10%.

Сильнее всего на статистику экспорта водки влияли политические факторы, сказал директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. "Из-за событий на Украине и в Сирии отношение к России на Западе испортилось, что может являться главной причиной снижения продаж российской водки", - добавил эксперт.

В АСГ не заметили негативного отношения к своей продукции со стороны западного потребителя, но признают, что геополитика сыграла негативную роль в отношениях с иностранными закупщиками, прежде всего в Прибалтике.

"Они опасаются расширять линейку наших товаров, беспокоятся, что спрос на российскую водку может упасть, могут расширить санкции, - говорит собеседник издания. - Когда мы летом готовили отгрузки в США, то дистрибуторы отказывались в последний момент из-за непонятной ситуации с тем, каким будет ответ на продление российских санкций".

Игорь ЮРЬЕВ |
Выбор читателей