Выступая на Красноярском экономическом форуме, вице-премьер Аркадий Дворкович обозначил новое направление, в котором должно развиваться российское образование, чтобы приобрести соответствующее времени качество. По его словам, в средней школе у учеников важнее развивать "навыки, чем знания".
Урок физики в одной из московских школ. Фото: Global Look
"У нас хорошая начальная школа, но теряется качество на уровне среднего образования и старшей школы. Ведь это как раз тот период, когда формируются навыки дальнейшей жизни и дальнейшей профессиональной работы, - заявил Дворкович в эфире телеканала "Россия 24". - У нас этого в школе не происходит, и мы должны именно сегодня - буквально в ближайшие годы - начать эти изменения в школе. Это займет несколько лет. Работа долгая, но ее необходимо начинать уже сегодня".
Эта идея, видимо, уже глубоко укоренилась в умах госчиновников, особенно либерального толка. В середине января о том же на Гайдаровском форуме и едва ли не теми же словами говорил глава Сбербанка России Герман Греф.
"Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний", - заявил он и призвал радикально "менять модель образования от детских садов до вузов".
Реформа образования, проводимая в последние годы проводимая в России в последние годы и так вызывает неодобрение в обществе. Советскую школу многие из наших сограждан, наоборот, считают образцом. Да, меняется время, какие-то коррективы нужны, но никто не готов к тому, чтобы их стен учебных заведений выходила малограмотная масса. Но и учителя, и преподаватели ВУЗов, и родители в большинстве своем указывают, что единый государственный экзамен (ЕГЭ), тестовая система контроля знаний студентов ВУЗов, введение третьего урока физкультуры и прочих предметов, которые вводятся в школах в ущерб базовым – математике, русскому языку и литературе, ведут именно к этому.
По мнению руководителя общественной организации "Родительское собрание" Константина Долинина, меняется совсем не то, в чем на самом деле назрели перемены.
"Конечно же, мир очень сильно изменился. Нужно и в школе что-то менять, - полагает эксперт. – Но это нужно делать очень бережно и осторожно. Экономические условия поменяются в стране еще не раз, и, конечно, хотелось бы, чтобы дети умели адаптироваться к сложным ситуациям. Этому надо учить в школе. Но так, чтобы не сломать окончательно хребет нашему образованию".
Долинин выступает за то, "чтобы в школах преподавалось два иностранных языка вместо третьего урока физкультуры. И изучать иностранный язык надо с первого класса. Я за сохранение пятидневки – шесть дней это очень тяжело. И против введения разного рода религиозных факультативов – считаю, это не дело школы. Вполне достаточно рассказывать на уроках истории о некоторых религиозных практиках", - считает он.
Другие эксперты высказали свое мнение гораздо более жестко.
Возмущенный высказыванием Дворковича о "навыках вместо знаний", глава Всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков заявил, что "если мы хотим, чтобы школа выпускала роботов, тогда нужно развивать навыки. А если хотим, чтобы школа выпускала личностей, осознающих, что они делают и для чего, то мы должны воспитывать нормальных людей. Обладающих знаниями и понимающих, для чего они эти знания получают и их используют".
Вице-премьер, по его мнению, просто далек от проблем российского образования. И в целом картина получается безрадостная, какие-то очевидные плюсы от реформы образования найти очень сложно. "Пора бы остановиться, - призвал Комков. - Образование – это одна из самых консервативных социальных систем. Гораздо полезнее будет провести ревизию того, что мы сделали, и, может быть, вернуться к тому лучшему, что у нас было. Американцы отреформировали свою систему до того, что образование у них лопнуло окончательно. В отличие от США, многие страны Европы остановились. Американцев они к себе не пускают".