Космические вопросы обсуждают в эти дни в Москве на научно-деловой конференции в рамках выставки InSpace Forum. Среди ключевых тем - активная коммерциализация индустрии, которая происходит в мире последние 15 лет, развитие космических технологий, привлечение инвестиций в отрасль и взаимодействие частных компаний с государством. Разумеется, все это в сравнении с тем, как складывается ситуация в России.
Фото: Victor Lisitsin / Russian Look
Российская космонавтика по своему потенциалу еще удерживает третье место в мире, полагает президент Московского космического клуба Сергей Жуков. Первые - как всегда американцы. На второй позиции объединенная Европа (Европейское космическое агентство). Но сегодня эта отрасль в России, безусловно, переживает кризис.
Проблемы начались в период перехода от социалистической хозяйственной системы к капиталистической. В лихие 90-е государству стало не до космоса, и предмет особой гордости Советского Союза оказался лишен финансирования. Перестроечная волна вымыла из отрасли кадры, и, когда в начале нового тысячелетия произошло резкое повышение финансирования, продолжавшееся вплоть до 2014 г., исправить ситуацию это уже не помогло.
"Мы глобально конкурентоспособны, но не во всех отраслях, - рассказал Жуков. - Космический рынок - это порядка 300 миллиардов долларов в сумме разных услуг, а мы лидируем пока до сих пор только в сегменте выведения, то есть средств доставки, в услугах по ракетам. Это порядка 3 миллиардов доллаоров. Мы там занимаем около 30%. И у нас, безусловно, остается пилотируемая космонавтика. Есть отдельные успехи в научном космосе, например, "Радиоастрон" - это такой телескоп удивительный, который летает по орбите Земли, но вместе с радиотелескопами на Земле он создает большую апертуру и тем самым смотрит куда-то очень глубоко во Вселенную".
В целом космонавтика болеет, сетует эксперт. Еще одна причина - бесконечное реформирование отрасли, которое продолжается уже ни один десяток лет. Все эти факторы вместе взятые привели к тому, что сейчас в индустрии чудом сохранилось лишь небольшое количество тех специалистов - 80-летних(!) людей, - которые непосредственно создавали космические технологии и технику. Люди, которым сейчас 50 - 60 лет, уже не так активно участвовали в создании каких-то новых технических систем, и мало чему могут научить. А им на смену подтягивается "зеленая" молодежь, и далеко не всегда она держится в отрасли.
"России, если она хочет сохранить себя как космическую державу, предстоит очень многое сделать. Определиться в части целеполагания, то есть зачем России космос, переформатировать отрасль, помочь развитию частной космонавтики, изменить систему законодательства, подтянуть обязательно систему образования, потому что выпускники из вузов приходят, откровенно говоря, слабые, и в вузы из школ приходят слабые ребята на сегодняшний момент. То есть надо совершить титаническую работу", - пояснил Жуков.
При этом, сейчас денежное довольствие отрасли сокращается: кривая финансирования, которая до 2014 г. шла резко вверх, теперь снижается. В 2014-м на развитие космических программ было выделено порядка 200 млрд руб. - это большие деньги. И на следующую государственную программу, рассчитанную на десять лет, было запрошено около 2,5 трлн рублей. Но с учетом текущих сложностей финансирование было урезано почти вдвое: осталось приблизительно 1,4 трлн рублей.
"Когда финансирование уменьшается в два раза, то приходится по одежке протягивать ножки. Уже меньше спутников на орбите, уже не такие планы по ракете-носителю "Новая Ангара". Безусловно, мы стараемся поддерживать пилотируемые программы, потому что мы в международной кооперации и должны выполнять свои обязательства. Но это идет за счет закрытия других каких-то программ. В этом смысле государственное финансирование космоса не очень хорошо", - заявил Жуков.
Правда, в последнее время в России, как и во всем мире, стали появляться частные компании в космической индустрии. Но и к ним инвесторов пока приходит немного. Хотя в развитых странах таких проблем с инвестициями у частного космоса нет. Например, в Америке имеется целая прослойка так называемых молодых миллиардеров, которые пришли, как правило, из IT-сегмента - Илон Маск, Джеффри Безос. Еще один известный "покоритель космоса" из этой когорты - британец сэр Ричард Бренсон из Virgin Group.
Из отельного бизнеса пришел в частный космос Ричард Бигелоу. И еще целый ряд людей вкладывают свои деньги в космонавтику. Среди них голливудские звезды, режиссеры, космонавты, некоторые из них сегодня являются инвесторами.
"Для них это, во-первых, модно, а во-вторых, люди реально вкладывают серьезные деньги в космонавтику, - пояснил эксперт. - Причем часто, как Илон Маск, они являются не только инвесторами, но и разработчиками космических систем, то есть активно участвуют еще и в их создании. Для России эта штука не характерна. У нас есть один - два примера, причем они не публичны, поэтому я не стану называть, просто скажу, что такие примеры есть. А, в основном, все-таки люди не вкладываются".
Причина стандартна: отсутствие дружелюбного инвестиционного климата, необходимого для создания технологий. Люди, может быть, и рады были бы вложиться, но они ждут какого-то более либерального законодательства, лучшей экосистемы, более тесного сотрудничества с государственным сегментом космонавтики.
"Все это довольно печально. С другой стороны, все-таки в России накоплен огромный опыт. У нас очень хорошие инженерные школы. У нас хорошая школа математиков. Есть целый ряд прикладников в геоинформационных системах. И вот это сообщество, оно работает, оно не собирается сдаваться, выдвигает сейчас всякие стартапы разные. Так что, я думаю, что все будет нормально", - резюмировал эксперт.