КНДР может со дня на день развязать ядерную войну. Опасения Южной Кореи и западных стран на этот счет, усилившиеся после проведенных Пхеньяном в феврале испытаний баллистической ракеты дальнего действия, оказались не напрасны. Власти Северной Кореи заявили о приведении ядерного оружия в боевую готовность. Своих врагов последователи идей чучхе пригрозили стереть в порошок одним ударом.
Фото: Kyodo News/ Actionpress/TASS
Седьмого марта Южная Корея и США начали крупнейшие в истории совместные военные учения. В них принимают участие более 300 тысяч южнокорейских и 17 тысяч американских военнослужащих. Цель учений - нейтрализовать оружие массового уничтожения КНДР и подготовиться к превентивному удару в случае подготовки нападения со стороны Северной Кореи. Проведение столь масштабных военных маневров у себя под боком Пхеньян признал угрозой собственной безопасности. Реакция не заставила себя ждать.
Для начала Государственный комитет обороны КНДР заявил о возможности упреждающего ядерного удара по Южной Корее в случае малейшей военной активности, направленной против верховного главнокомандующего и генерального штаба республики. Через несколько часов военное ведомство предупредило также о том, что имеющееся в распоряжении страны атомное оружие переведено в состояние боевой готовности.
"В соответствии с планом приведены в боевую готовность ударные средства, держащие в своей цели основные объекты в пределах южнокорейской оперативной зоны, а также находятся на постоянном дежурстве для запуска мощные средства для ядерного удара, которые нацелены на базы американских агрессорских сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и США", - говорится в заявлении ГКО. Северокорейцы подчеркнули, что в случае нажатия на кнопку запуска, "главные базы провокаций вмиг превратятся в море огня и пепелище", а американское вооружение станет "металлоломом".
Параллельно власти КНДР активизировали кибервойну против южных соседей. Спецслужбы Республики Корея сообщили о том, что работающие на Пхеньян кибервзломщики воровали секретные сведения из смартфонов высокопоставленных южнокорейских чиновников.
Все это стало поводом для введения дополнительных ограничительных мер в адрес КНДР со стороны Южной Кореи. Сеул заморозил счета и имущество лиц и организаций, причастных к ракетно-ядерной программе соседей по полуострову; отказался в течение полугода принимать у себя иностранные суда, побывавшим в северокорейских портах; полностью закрыл границу для товаров из КНДР, в том числе с маркировкой третьих стран; запретил своим гражданам посещать северокорейские развлекательные заведения в других странах.
По логике событий, теперь очередной шаг в этой игре взаимного устрашения должны нанести Ким Чен Ын и его соратники. Трудно даже представить, до чего додумаются руководители северокорейского государства.
В новую фазу корейского конфликта оказались вовлечены и третьи страны. Ситуация на полуострове обострилась после того, как 2 марта Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию, предусматривающую введение против КНДР самого жесткого за последние 20 лет режима санкций. Документ запрещает всем странам поставлять в Северную Корею авиационное и ракетное топливо, а также легкое стрелковое оружие, и предписывает выдворить из страны северокорейских дипломатов, замешанных в "незаконной деятельности". Все грузы, идущие в и из КНДР, будут подвергаться инспекциям. По решению ООН, экспорт из страны угля, железа, золота, титана и редких природных минералов будет значительно ограничен. В обратном направлении нельзя будет отправлять предметы роскоши. Также вводятся финансовые санкции в отношении северокорейских банков.
Ответом на введение санкций стал запуск северокорейскими военными шести ракет малой дальности. Они упали в море, но стали демонстрацией серьезных намерений Пхеньяна. После этого лидер КНДР Ким Чен Ын приказал Минобороны внести в военную доктрину страны возможность нанесения превентивного ядерного удара.
Своей подозрительной активностью северокорейцы настроили против себя не только заклятых врагов из США, но и вполне лояльных режиму Ким Чен Ына Китай и Россию. Пекин, наряду с Вашингтоном, выступил инициатором ужесточения санкций, назвав их "необходимой платой" за пуск баллистической ракеты и термоядерные испытания. А в Госдуме РФ Северную Корею сравнили с блудным сыном и призвали ее к покаянию. Условием прекращения санкций Совбез назвал отказ Пхеньяна от всех видов оружия массового уничтожения и программы создания баллистических ракет.
Примечательно, что поддержанный Москвой пакет санкций может негативно сказаться на нашей стране. Восьмого марта власти Южной Кореи уведомили российское руководство о приостановке своего участия в логистическом проекте "Раджин - Хасан". Новые санкции Совбеза ООН сделали его невозможным. Это проект предусматривал транспортировку грузов между Россией и Южной Кореей по территории КНДР и задумывался как пилотная часть программы соединения Транскорейской железной дороги с Транссибом. Совмещенная дорога должна была стать кратчайшим путем между Европой и странами АТОР.
Москва уже выразила сожаление в связи с решением Сеула. Подсчитать предположительный объем потерь от срыва проекта пока не представляется возможным, но для России "Раджин - Хасан" был интересен не только с коммерческой точки зрения, но и как инструмент геополитического влияния в корейском регионе.
В сложившейся обстановке для всех заинтересованных сторон правильнее всего будет охладить пыл. Причем проявить разумность должны, в первую очередь, США и Южная Корея. Понятно, что южнокорейцы не могут чувствовать себя спокойно по соседству с готовыми к употреблению ядерными боеголовками. Но совместные учения (к слову, проходящие вплотную и к российским границам) - это чрезмерно вызывающий шаг, который нагнетает обстановку и провоцирует Северную Корею на ответные действия.
В российском МИД заявление КНДР о превентивном ядерном ударе назвали недопустимым. В то же время внешнеполитическое ведомство полагает, что Сеул и Вашингтон избрали неверную тактику, подвергая режим Ким Чен Ына избыточному психологическому давлению.
Северокорейские угрозы традиционно всерьез никто не воспринимает, что вынуждает Пхеньян ужесточать риторику, чтобы к его позиции прислушались. В КНДР не готовы к тому, чтобы нажать на кнопку "пуск". Но вероятность того, что у руководства страны могут сдать нервы, всегда существует.