В среду, 9 марта, число атлетов, попавшихся на применении запрещенного препарата, увеличилось после того, как допинг-тест не прошла чемпионка Европы по шорт-треку Екатерина Константинова. В ее крови также был обнаружен злополучный мельдоний. Константинова стала третьим членом сборной России по конькобежному спорту, чья допинг-проба дала положительный результат.
Фото: Global Look
Ранее в применении допинга уличили многократного чемпиона мира по конькобежному спорту Павла Кулижникова и олимпийского чемпиона по шорт-треку Семена Елистратова. Помимо них мельдоний нашли в анализах теннисистки Марии Шараповой, волейболиста Александра Маркина, велосипедиста Эдуарда Ворганова и фигуристки Екатерины Бобровой.
Повальное допинговое разоблачение титулованных российских спортсменов в олимпийский год вызвало в нашей стране настоящий переполох. Министерство спорта РФ и спортивные федерации предпринимают попытки успокоить общественность, но внятно объяснить происходящее им пока не удается.
Препарат мельдоний (милдронат), ставший причиной допингового скандала, попал в список запрещенных веществ с 1 января 2016 года. До этого он был абсолютно легален, и спортсмены из разных стран (главным образом, из республик бывшего СССР) активно употребляли его для более быстрого восстановления после нагрузок.
Когда в прошлом году Всемирная антидопинговая ассоциация принимала решение о запрете мельдония, российские представители проголосовали "за". Иными словами, отечественные федерации не могли не знать, что милдронат вскоре попадет под запрет. Спортивных докторов заранее поставили в известность о грядущих изменениях в допинговых правилах, и, тем не менее, российские спортсмены стали один за другим попадаться на его применении.
В свое оправдание проштрафившиеся атлеты и функционеры приводят суждения разной степени убедительности. Екатерина Боброва предположила, что врачи сборной что-то напутали с лекарствами. Мария Шарапова сослалась на невнимательность: мол, не заметила, что милдронат, который она употребляет уже десять лет, с Нового года оказался вне закона.
Глава управления медико-биологического обеспечения сборных команд Союза конькобежцев России Виктория Гоготова заявила, что спортсмены принимали препараты, содержащие мельдоний, до 1 октября по назначению врачей-кардиологов, и в свежих пробах остались не выведенные следы. Президент СКР Алексей Кравцов выдвинул теорию заговора, рассказав журналистам, что запрещенный препарат попал в организм Константиновой, Кулижникова и Елистратова в результате "злостных действий" других российских конькобежцев. Все причастные к скандалу в один голос заявляют, что сознательно мельдоний после 1 января никто из них не употреблял. Правдивость этих слов подтвердила проверка на полиграфе.
Многие отечественные спортсмены в последние дни признались журналистам, что мельдоний они долгое время принимали, "как аскорбинку". Вероятно, не все смогли в одночасье отказаться от этой привычки. Поэтому новые допинговые разоблачения могут появиться в самое ближайшее время. Понять масштабы злоупотреблений поможет расследование, инициированное Федеральным медико-биологическим агентством России. Все лекарственные препараты, которыми пользуются врачи российских сборных команд, получены в центре спортивной медицины ФМБА. В настоящее время чиновники проводят внутренний аудит, чтобы понять, кто и когда брал из хранилища препараты, содержащие мельдоний.
Для российского спорта мельдониевый скандал чреват большими репутационными потерями. Однако официальные лица просят не сгущать краски и не принижать достижения отечественных атлетов. "Не нужно эту ситуацию проецировать на весь российский спорт", - заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Министр спорта Виталий Мутко возложил ответственность за происходящее на отдельных врачей и тренеров, понадеявшихся на то, что их не поймают за руку. "Это не система. Люди, которые занимаются этим, понимали всю ответственность. Не все сделали выводы", - сказал чиновник.
Говорить о том, что весь российский спорт погряз в допинговых злоупотреблениях, было бы в корне неверно. Но и тот факт, что на запрещенном препарате в последнее время попались сразу несколько спортсменов из России, едва ли может свидетельствовать о том, что против нашей страны ведется нечестная игра. Мельдоний в те же самые дни был обнаружен в крови грузинских борцов, украинских биатлонистов, а также бегунов из Швеции и Эфиопии.
Главной причиной допингового скандала (увы, далеко не первого и далеко не последнего) стали невнимательность и непрофессионализм отдельных представителей мира спорта. Российским чиновникам в сложившейся ситуации правильнее всего было бы не выгораживать спортсменов и врачей, допустивших оплошность, а выступить с заявлением, осуждающим применение запрещенных препаратов, наказать виновных и постараться сделать так, чтобы подобное больше не повторилось.