Лидер партии "Родина", депутат Государственной думы РФ Алексей Журавлев подготовил законопроект, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в нижнюю палату федерального собрания. Парламентарий предлагает снизить ответственность для водителей, которые покинули место ДТП.
Фото: Nikolay Gyngazov/ Russian Look
На данный момент, согласно статье 12.27 ч. 2 КоАП РФ, подобное преступление влечет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. Также предусмотрен административный арест до 15 суток. По мнению Журавлева, такая суровая мера часто не обоснована. Кроме того, она создает предпосылки для мошеннических схем, а водители часто бывают оговорены.
Лидер "Родины" считает, что за такое правонарушение штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб. достаточно. Это касается незначительного ущерба. Если же в результате ДТП серьезно пострадали люди и транспортные средства, наказание для скрывшегося с места происшествия Журавлев предлагает оставить прежним. Также, по мнению парламентария, ущерб автомобилю не стоит признавать значительным, если он составляет менее 10 тыс. рублей.
По мнению автомобильных экспертов, опрошенных корреспондентом "Утра", инициатива Журавлева не конструктивна. Смягчение наказания за скрытие с места ДТП влечет за собой больше минусов, чем плюсов, а автор законопроекта не очень представляет себе последствия. Об этом заявил в беседе с нашим изданием президент Союза экспертов России "АС", активист борьбы за соблюдение правил на дороге Юрий Антипов.
"Налицо полное не владение ситуацией, - отметил Антипов в интервью "Утру". - Дорожная ситуация у нас в стране ненормальная, и любое смягчение ответственности за нарушение ПДД только все усугубит. При нанесенном материальном и физическом ущербе в суде не будет должным образом учитываться тот факт, что человек, скрывшийся с места преступления - преступник и серьезный правонарушитель. Считаю, что инициатива Журавлева совершенно не к месту".
Целью законопроекта, в первую очередь, должно быть снижение числа трагических происшествий на дорогах, коррупция вопрос тоже важный, но уже второй.
Действительно, статистика по преступлениям на дорогах внушительная: с начала года в России водители транспортных средств покидали место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, в 2258 случаях. В этих авариях погибли 113 человек, еще 2285 получили ранения.
"Часто исход бывает смертельным. Нередки и случаи, когда водитель был нетрезв. Таким образом, если инициатива Журавлева будет поддержана, то у виновников ДТП может появиться дополнительный козырь в руках - время на выведения алкоголя из крови, - заметил Антипов.
Юрист "Коллегии правовой защиты автовладельцев" Илья Грезин считает, что предложение Журавлева могло содержать в себе конструктив, если бы было соответствующим образом доработано. Как это часто бывает, в юридической норме все упирается в одно слово.
"В описание состава преступления надо ввести слово "заведомое", - подчеркнул Грезин в беседе с "Утром". - "Заведомое оставление водителем места нарушителем Правил дорожного движения, участником которого он являлся" - это же совсем по-другому звучит! И оставить прежние санкции в силе. Потому что, если человек, зная о том, что он причинил вред, оставляет место ДТП - это крайне грубое нарушение. За ним должно следовать суровое наказание".
При этом эксперт отметил, что очень важно разделять ответственность при правонарушениях. По его мнению, нынешняя статья КоАП РФ также несовершенна и может быть выгодна как злостным преступникам, так и незаслуженно наказывать за мелкие нарушения ПДД.
"Введение этой нормы было продиктовано рядом резонансных случаев. Но во что это вылилось в итоге? В то, что многие дела по части второй статьи 12.27 возбуждаются на фоне совершенно незначительных ДТП, когда человек просто мог не заметить, что нанес какую-то царапину. И вот за это он на год становится пешеходом! Очевидно, что надо что-то менять. Но и идея Журавлева, в целом, мне не видится разумной", - заявил Грезин.