Ливийскую головоломку решит лишь Россия

Читать в полной версии →
В Европе, и не только, активно обсуждается возможность военной интервенции в государство Северной Африки. Особенно актуальной может стать тема сдерживания исламистов в их "доме" после кровавых терактов в Брюсселе

Спустя пять лет после начала вооруженного конфликта в Ливии обстановка в стране окончательно зашла в тупик. Международное сообщество рассматривает несколько вариантов решения проблемы. Одним из них является живое участие России в урегулировании ситуации.

Антивоенная демонстрация в Италии. Фото: Patrizia Cortellessa/ Global Look

В конце 2015 г. в Ливии было сформировано правительство национального единства во главе с Файезом аль-Сарраджем. ООН требует от участников гражданской войны подчиниться ему, но ни парламент в Тобруке, ни Ливийский конгресс в Триполи его так и не признали. Надежды на то, что стороны образумятся и сядут за стол переговоров, тают с каждым днем. Поэтому заинтересованные страны (в первую очередь, соседи Ливии и западные державы, заварившие всю эту кашу) лихорадочно ищут новые пути.

В последние недели в Европе активно циркулировали слухи о том, что вооруженные силы стран ЕС готовятся к новой военной интервенции в Ливию. В операции якобы должны принять участие шесть тысяч военнослужащих. Их готовят на базе итальянских ВВС Сентоселле близ Рима. Предполагается, что CША напрямую не будут участвовать в операции, но предложат коалиции свою инфраструктуру на Средиземном море - корабли, самолеты и спецназ. По некоторым данным, две трети международного контингента составят итальянцы, еще тысячу человек поставит в строй Великобритания. Британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону уже пришлось держать ответ перед парламентариями по поводу предполагаемого участия страны во вторжении в Северную Африку.

МИД Италии и другие официальные лица решительно отвергают все домыслы на этот счет. Соседи Ливии ранее также высказывались против очередного визита европейских и американских солдат. Однако европейцы очень боятся, что средиземноморское побережье Ливии может быть использовано боевиками "Исламского государства*" (запрещенного в России) в качестве плацдарма для атаки на Европу. После брюссельских терактов эти опасения усилятся. Североафриканские государства, напуганные ростом активности ИГ*, должны стать более покладистыми в данном вопросе.

Не в пользу интервенции говорят ее вероятные последствия. Отправка наземных сил на африканский континент предполагает глубокое втягивание в конфликт, а к этому Европа не готова. Поэтому в руководстве ЕС склоняются к альтернативному варианту развития событий. Он заключается в поиске союзника среди противоборствующих сторон и воздействии на обстановку в Ливии через третьи страны.

Больше других судьба Ливии заботит Египет и Алжир. Эти крупнейшие страны региона хотят утвердиться в роли североафриканских гегемонов и решить ливийское противостояние в выгодном им ключе. Оба государства готовы поддержать генерала Халифу Хафтара, который подчиняется международно признанному парламенту в Тобруке. При этом инициатива сейчас на стороне Египта: богатые аравийские монархии оказывают ему необходимую финансовую помощь и поставляют оружие. Власти Алжира такое положение дел, естественно, не устраивает.

В этой ситуации необходим посредник, не скомпрометировавший себя неоправданной агрессией в этом регионе. На эту роль, по мнению многих наблюдателей, так и просится Россия. Наша страна помогла бы Алжиру и Египту наладить сотрудничество и всерьез поспособствовала решению ливийской проблемы. Результативные дипломатические усилия Москвы в достижении сирийского перемирия свидетельствуют о том, что Россия умеет находить ключ к подобным головоломкам. Самой России это тоже могло бы пойти на пользу, поскольку дополнительно укрепило ее авторитет на международной арене.

Политолог Алексей Мухин считает, что в ливийском вопросе Россия готова заключать ситуативные военно-дипломатические союзы, порой довольно неожиданные, например с одной из европейских стран или с Китаем. Пекин заинтересован в сохранении своих инвестиций в регионе, но ему явно нужны партнер и политический стимул.

Возьмет ли на себя Кремль такую ответственность, пока не известно. Но если Москва решится на этот шаг, причастные к ливийскому конфликту стороны определенно вздохнут с облегчением.

* Организация запрещена на территории РФ

Антон МЕСНЯНКО |
Выбор читателей