Минфин ставит крест на теневом игорном бизнесе

Читать в полной версии →
После принятия поправок к закону "О лотереях" россияне смогут не только удовлетворить жажду азарта, но и одновременно помочь малоимущим, сиротам, инвалидам. И государство в накладе не останется

Госдума в ближайшее время рассмотрит во втором чтении поправки к закону "О лотереях". Пока же общественность активно обсуждает этот уже ставший скандальным законопроект. Несмотря на наличие в нем своих "подводных камней", большинство экспертов сходятся во мнении, что предложенные правительством поправки, в конечном итоге поставят крест на нелегальном
игорном бизнесе.

Фото: Александр Матухно/ ТАСС

Кабинет министров РФ согласовал поправки в данный закон еще в 2015 году. Изменения в законопроект "О лотереях" выводят в правовое поле проведение бестиражных лотерей с использованием аппаратов по распространению билетов и видеолотерейных терминалов. Согласно документу, в разработке которого приняли участие специалисты администрации президента, аппарата правительства и Минфина, будет определен единый организатор государственных лотерей. За ним будет закреплено право по результатам открытого конкурса заключать контракты с оператором лотереи - компанией, обеспечивающей работу специализированных магазинов и устанавливаемых в них видеолотерейных терминалов.

Благодаря этому законопроекту, государство делает шаг в сторону упорядочивания и декриминализации лотерейного бизнеса, вытесняя с рынка бестиражных лотерей теневых игроков, развивших в России широчайшую сеть подпольных игровых аппаратов.

Сразу же после внесения кабмином данных поправок в России развернулась бурная дискуссия на предмет того, стоит ли возрождать в стране лотереи. Представители теневого бизнеса, используя, в том числе средства массовой информации, прилагают массу усилий, чтобы навязать общественному сознанию идею о том, что правительство возрождает только недавно ограниченный игорный бизнес. Причина столь рьяной битвы против упорядочивания отрасли очевидна - при введении в действие регулирующих мер теневой бизнес потеряет колоссальные доходы.

Азарт без криминала

Принимаемые поправки, прежде всего, нацелены на проводимую российскими властями кампанию по декриминализации сферы азартных игр. Государство стремится прописать прозрачные правила игры и установить операционный и фискальный контроль за проведением лотерей. 

"Сейчас обычные пролетарии ходят к одноруким бандитам в подпольные залы, нажимают на кнопки, просаживают полностью зарплаты или деньги, взятые в долг. В итоге - трагедии и беда в семьях, - отметил директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов. - Государству, я думаю, нужно упорядочить игровую отрасль, потому что эффективно бороться с однорукими бандитами они не смогли".

Мировая практика показывает, что в развитых странах в лотереях на регулярной основе принимают участие от 7% до 15% взрослого населения. И речь здесь не о лудоманах, а о естественной для любого общества группе азартных людей, которые так или иначе реализуют свою потребность в игре.

"Если мы говорим о взаимоуважительных отношениях государства и граждан, то, наверное, гражданам надо больше доверять. Если американцы имеют возможность играть, почему не имеют возможности играть россияне, в частности", - сказал, в свою очередь, руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев.

Благодаря поправкам, можно минимизировать, если не свести к нулю, возможность мошенничеств с терминалами, уверяют эксперты. Так, по словам того же Калачева, раньше проблема была в том, что частный собственник мог так настроить свой игровой автомат, выигрыш тебе никогда не светил. 

Предлагаемые поправки сделают это невозможным. По новым правилам, видеолотерейные терминалы не будут производить никаких вычислений или использовать особые алгоритмы "подстройки", на которую мог бы влиять оператор. Они только визуализируют случайный выбор электронного лотерейного билета. Все комбинации в лотерее будут определены и зарегистрированы заранее в едином центре, а затем будут случайным образом выдаваться на терминале.

"Если инициатива получит поддержку, это будет означать, что махинаций станет меньше. К государству всегда больше доверия. У госорганов есть возможность упорядочить деятельность оператора лотерей, так как доступ к информации будет только у одной структуры", - аргументировал свою позицию Калачев.

Еще одним важным нововведением является возрастное ограничение. Оператор лотерейного магазина будет нести ответственность за проверку документов каждого игрока. Тем самым дети, наконец, будут спасены от участия в платных азартных играх, которые в настоящее время широко доступны благодаря нелегальным игорным точкам. 

В качестве аргумента за внесенные поправки эксперты приводят и существенное повышение в результате принятия данного закона доходов госбюджета. Эксперты уверены, что все вырученные от лотерей средства пойдут на поддержку социально значимых программ - развитие спорта, помощь инвалидам и многодетным семьям.

"Главная цель проведения такой лотереи - получение дополнительных доходов для социальной сферы", - отметил член Общественной палаты Владимир Слепак. Он напомнил, что недавно президент Путин провел встречу с Эллой Панфиловой, где говорилось о колоссальном расслоении в обществе и о том, что нужно усилить социальную поддержку. 

Член ОП уточнил, что в этой сфере вполне можно взять на вооружение международную практику. "В той же Финляндии стоят аппараты, на которых написано, что участием в лотерее играющий помогает детям-инвалидам", - рассказал Слепак. Он подчеркнул, что в России очень много "дыр", куда можно направить деньги от лотереи - развитие спорта, помощь детям-инвалидам, обустройство детских домов. 

Суть инициативы

В законопроекте, который сейчас находится на рассмотрение в Госдуме, описывается разница между лотерейным и игорным оборудованием, устанавливается перечень аппаратов, с помощью которых разрешено проведение и распространение лотерей. Поправки требуют также создания специальные лотерейных магазинов, в которых и будут установлены разрешенные законом  терминалы. Их использование вне таких торговых точек будет запрещено. Также документом предусмотрено создание единой системы учета изготовления и реализации бумажных и электронных лотерейных билетов. 

Один из разработчиков законопроекта, заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев уверен, что новые поправки в ФЗ "О лотереях" сделают лотерейный рынок более прозрачным и предсказуемым и увеличат доходы бюджета. "Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить незаконный игорный бизнес и повысить целевые отчисления", - сообщил Моисеев. Несмотря на острую дискуссию о судьбе моментальных лотерей, ведомство сочло возможным оставить формат бестиражных лотерей, поскольку он привычен с советских времен и при определенных условиях не несет никаких рисков.

Несмотря на то что количество лотерей останется прежним, структура управления изменится: организатором государственных лотерей будет не два ведомства, а одно, и, скорее всего, им станет Минспорта, тогда как Минфину будет отведена роль регулятора. "Должен быть один контрагент, оператор - понятная и прозрачная для государства акционерная структура", - отметил Моисеев. 

Законом также определяется понятие "лотерейный магазин" - место, где будут реализовываться лотерейные билеты. Оборудование таких торговых точек подлежит обязательной сертификации и подключено к единому информационному центру, позволяющему контролировать реализацию бумажных и электронных лотерейных билетов. 

В соответствии с поправками, призовой фонд должен составлять не менее 50% выручки лотерейного магазина. Оставшаяся часть будет перечисляться в федеральный бюджет и расходоваться на социальные программы, в частности, на поддержку спорта высших достижений. 

Работа над ошибками

Со вступлением в 2009 г. в силу федерального закона о запрете деятельности игорных заведений в России, весь игорный бизнес был перенесен в специально отведенные зоны - в Краснодарском крае, Калининградской области, на Алтае и в Приморском крае. Запретив игорные заведения в крупных городах, правительство предложило всем желающим строить свои "Монтекарло" с нуля, причем в малопригодных для этого местах - в отдалении от крупных городов, без развитой инфраструктуры и туристического потока. Вопреки ожиданиям, люди не поехали за тысячи километров, чтобы просто посидеть за игровым столом или перед слот-автоматами, а инвесторы не проявили должного азарта в освоении труднодоступных территорий.

На создание подобных "резерваций" было потрачено более 3 млрд руб., однако коммерческой выгоды российскому бюджету они практически не принесли. При этомдеятельность игорных заведений по стране не прекратилась - большая часть ушла в подполье, а "однорукие бандиты", модернизированные под игровые терминалы, по-прежнему привлекают азартных игроков. По разным оценкам, годовой оборот теневого бизнеса составляет около 6 млрд долларов, из которых государству не достается ни копейки. В проигрыше остаются и сами граждане, поскольку размер выигрыша в таких игровых автоматах не регламентирован, а игровую комбинацию выдает генератор случайных чисел. В таких автоматах результат запрограммирован, и, как говорят знатоки, "казино всегда в выигрыше".  

Мысль о том, что монопольное право на этот вид деятельности должно принадлежать государству, возникла довольно давно. В частности, Сбербанк России в свое время предлагал поправки в текст закона "О лотереях", не допускающие появления негосударственных и региональных лотерей. Минфину и Минэкономразвития было поручено внести предложения по реформированию этого рынка. Новый законопроект, предложенный Минфином, предполагает, что Россия пойдет по пути большинства развитых стран, получающих солидный доход в бюджет от лотерей. Этот бизнес становится не только полностью прозрачным, но и высокорентабельным, функционируя в интересах государства.

Так, член общественной палаты Дмитрий Галочкин подчеркнул: "Если закон предусматривает, что лотерею проводит государство, то идея хорошая. Даже в советские времена они проводились. Идея имеет право на жизнь, если это государственная лотерея, и вряд ли получит поддержку, если речь пойдет о частниках".

Обратная сторона медали

Конечно, нельзя не отметить и негативные ожидания: до сих пор на рынке существуют опасения, что появление в стране лотерейных магазинов приведет к возрождению азартных игр под видом лотерей, а сами игровые автоматы станут "прачечными" для отмывания незаконных доходов. Более того, нововведения будут способствовать развитию лудомании, при которой игроки не могут контролировать себя, не могут остановиться и проигрывают состояния, говорят некоторые эксперты. 

Однако представители государства уверяют, что единая система учета лотерейных билетов, в том числе электронных, будет абсолютно прозрачной как для Федеральной налоговой службы, так и для любых контролирующих органов. Каждый лотерейный розыгрыш будет зарегистрирован, и, в соответствии с законом, будет определяться призовой фонд, информация о котором будет открыта для потребителя. Легализовать преступные доходы через видеолотерейныйтерминал невозможно. Вся информация о билетах будет аккумулироваться на едином сервере организатора, настаивают в компании "Государственные спортивные лотереи".

В соответствии с новыми поправками, функция видеолотерейных терминалов ограничится лишь продажей билетов, на которые уже при создании будут нанесены результаты розыгрыша. Никакие игровые комбинации в терминалы не закладываются. Вся информация о выигрыше, по словам представителя Минфина, будет заложена в билет на стадии производства, что исключает возможность манипуляций с выигрышами.

Что касается лудомании - паталогической склонности к азартным играм - люди, ей подверженные, будут всегда, и они по-прежнему являются посетителями подпольных казино и игровых зон. Перевод в легальный формат не сделает запретный плод более привлекательным для игроманов. 

Если верить статистике, в лотереи играет не более 7% россиян, в отличие от других развитых стран, где играет почти каждый десятый гражданин. И лудомания нам точно не грозит - среднестатистический россиянин тратит в год на покупку лотерейной продукции примерно 90 рублей. Для сравнения: в Венгрии эта сумма составляет не менее $70, а в западноевропейских странах и вовсе доходит до $420.

И последнее опасение, которое высказывают участники рынка - что лотерейные терминалы будут работать не на государственный бюджет, а на самих организаторов лотереи, как это было с игровыми автоматами. Однако разработчики законопроекта предусмотрели и это: современные информационные технологии позволяют сделать так, чтобы деньги не уходили "налево", а за вычетом призовых выплат и комиссии оператору направлялись в государственный бюджет.

София АРТЕМОВА |
Выбор читателей