Популярнейший предмет ЕГЭ изучат по-новому

Читать в полной версии →
Министерство образования РФ работает над новой концепцией школьного курса по обществознанию. Из него должны уйти бессистемность и внутренние противоречия. Начало преподавания дисциплины сдвинут на несколько лет

Правовую культуру российским школьникам будут прививать при помощи обновленных уроков обществознания. В Министерстве образования и науки РФ в настоящее время готовят модернизированную концепцию этого школьного предмета. Первое заседание рабочей группы по подготовке концепции состоялось в конце марта. Ожидается, что к новому учебному году структура курса будет готова и утверждена, и ее разошлют во все учебные заведения страны.

Наталья Третьяк и Дмитрий Ливанов. Фото: Александр Шалгин/ТАСС 

В 2013 г. президент России Владимир Путин высказался за создание единых учебников истории и обществознания для средних школ. Они должны быть написаны хорошим русским языком и лишены внутренних противоречий, чтобы у подрастающего поколения формировались правильные представления о прошлом и настоящем. Концепцию нового учебно-методического курса по отечественной истории уже подготовили и утвердили. В прошлом году обновили концепцию преподавания русского языка и литературы. Теперь дело за обществознанием.

В последние годы этот предмет приобрел большое значение для школьников. Единый госэкзамен по нему сдают 59% российских выпускников - это самый высокий показатель среди предметов, которые сдают по выбору. Популярность обществознания объясняется тем, что результаты этого экзамена необходимы для поступления в вуз по большинству специальностей, отмечают в Рособрнадзоре.

Участники первого заседания рабочей группы по подготовке обновленного учебно-методического курса по обществознанию, которое состоялось 29 марта, считают, что важность этой дисциплины сложно переоценить.

"Именно обществознание знакомит школьников с базовыми политологическими понятиями, помогает усвоить самым юным гражданам нашей страны, что такое общество, государство, личность, и как эти категории соотносятся друг с другом", - сказал присутствовавший на заседании спикер Госдумы Сергей Нарышкин, добавив, что на этих уроках формируется правовая культура школьников, их понимание ценностей и значения закона и права.

Сложности, связанные с преподаванием обществознания, заключаются в широте охвата дисциплины. Предмет включает в себя сведения из самых разных общественных наук - правоведения, экономики, политологии, социологии, психологии, философии. И это еще не предел: в начале года Министерство образования и науки РФ и Центробанк согласовали введение урока финансовой грамотности в состав курса по обществознанию.

Разноплановость этой дисциплины порой приводит к бессистемности получаемых подростками знаний и к выпуску некачественных учебных пособий. В связи с этим Нарышкин подчеркнул, что задача новой концепции - "найти баланс между стремлением вложить в курс больше направлений и избежать риска скатиться в бессистемность".

Основы будущей концепции обществознания будут разрабатывать чиновники из Минобразования с привлечением университетских преподавателей, школьных методистов и учителей. Затем проект будет вынесен на широкое общественное обсуждение с участием педагогического сообщества из регионов, родителей и самих учащихся.

Первый замминистра образования Наталья Третьяк после дебютного заседания рабочей группы сообщила журналистам, что ее участники займутся непосредственно содержанием учебного курса, а также решением методических вопросов, например, по какой системе лучше преподавать обществознание - линейной или концентрической.

Кроме того, будет решен вопрос о том, когда нужно начинать изучение обществознания в школах - с пятого класса, как сейчас, или в более старшем возрасте. "Большинство участников высказались в пользу того, что нужно рассмотреть вопрос начала преподавания этого курса в сторону более высокого возраста наших детей, и мне кажется, это оправдано", - сказала замглавы Минобразования.

Третьяк также заявила, что рабочая группа составила достаточно жесткий и амбициозный план-график работы. "Мы хотим, чтобы до начала учебного года концепция была не только принята, но и была уже изучена и направлена в образовательные учреждения, чтобы за летний период времени учителя обществознания могли с ней ознакомиться", - отметила чиновница.

Всероссийский съезд учителей истории и обществознания открылся в Москве во вторник, 5 апреля. На нем представители Минобрнауки также обсудят с преподавателями модернизацию курса обществознания.

"Крайне важна работа по разработке концепции преподавания обществознания. Естественно, что Министерство образования и науки РФ создаст для этого необходимые условия", - заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов, обращаясь к учителям. В свою очередь, Наталья Третьяк отметила, что ведомство продолжит заниматься работой по повышению квалификации учителей. По ее словам, отдельное внимание будет уделяться налаживанию взаимодействия между сопряженными предметами, в частности - историей и обществознанием. Квалифицированные кадры важны для преподавания обществознания не меньше, чем выверенные учебники.

Антон МЕСНЯНКО |
Выбор читателей