Пилоты польского Ту-154 смеялись и матерились

Читать в полной версии →
Телеканал ТВН24 обнародовал ранее не публиковавшуюся часть стенограммы переговоров летчиков внутри кабины разбившегося под Смоленском в 2010 г. президентского борта. Они проигнорировали абсолютно все предупреждения

В Польше все чаще стали говорить о невиновности российской стороны в гибели польского правительственного самолета под Смоленском. Так, местный телеканал TVN24 в ночном эфире в понедельник сообщил, что экипаж разбившегося в 2010 г. лайнера президента Леха Качиньского игнорировал предупреждения диспетчеров из России.

Памятные мероприятия в шестую годовщину авиакатастрофы Ту-154. Фото: Krystian Dobuszynski/ ТАСС

Журналисты воспроизвели ситуацию с происходящим внутри кабины на основе ранее не обнародованных фрагментов стенограммы. Эксперты проанализировали новую версию записи с черных ящиков, на которой качество звука удалось улучшить на 30-40%. По данным телеканала, это самая четкая запись того, что происходило в кабине пилотов в последние 38 минут полета.

Согласно новой информации (аудиозапись состоит из 3 треков, тщательно очищенных и впервые соединенных вместе), пилоты не обращали внимания на предупреждения о плохой погоде, причем как от контролера из Минска, так и из Смоленска - на записи слышны смех и шутки по поводу метеоусловий, в том числе включения нецензурных слов. Летчики болтали о программе мероприятий в Катыни и не собирались менять курс.

За 16 минут до падения пилоты получили предупреждение от экипажа самолета Як, приземлившегося до них. Директору дипломатического протокола сообщили, что посадить президентский борт будет сложно. Однако тот ответил: "Будем пробовать".

Как сообщает телеканал, на записи слышно, что в кабину пилотов все время кто-то заходил. Летчики, несмотря на плохую видимость (о плотном тумане их предупреждали еще из Минска - о видимости в 400 м отчетливо говорил белорусский диспетчер), летчики начали слишком быстро снижать высоту, отмечает телеканал. Последнее предупреждение им было послано с земли за 4 минуты до трагедии.

За пару минут до столкновения с землей, предположительно, глава ВВС отмечает высоту полета и дает совет сажать борт. Несмотря на то, что согласно нормам Ту-154М может совершать посадку только при видимости 1,5 тыс. м, снижение продолжается.

В понедельник, 11 апреля, неожиданно жестко и безапелляционно о смоленской катастрофе высказался экс-президент Польши, лидер профсоюзного движения "Солидарность", лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса, возложив на братьев Качиньских всю ответственность за крушение президентского борта в России.

"Если победит правда, я даю голову на отсечение, что ответственными за трагедию под Смоленском будут братья Качиньские", - написал он в Facebook, отметив, что трагедия явилась следствием "безответственных решений, желания использовать Катынь в избирательной гонке и многое другое".

Также Валенса обвинил Ярослава Качиньского во лжи, лицемерии и глупости. По его словам, братья хотели "разыграть перед выборами комедию над гробами убитых в Катыни", а в итоге совершили большую глупость, отправив делегацию почти всей верхушки страны в одном самолете, да еще в абсолютно нелетных погодных условиях.

"Президент и участники поездки мертвы, однако это вы ответственны за все, а не русские", - убежден Валенса.

В Польше в конце марта текущего года создали новую группу из 7 прокуроров, которые должны заново расследовать авиакатастрофу Ту-154.

Польская прокуратура в марте 2015 года предъявила обвинения двум российским диспетчерам в создании ситуации, которая, по ее убеждению, привела к возникновению непосредственной опасности, а также в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. В Следственном комитете России данные обвинения отвергли.

Лайнер президента Польши Леха Качиньского, летевший на мероприятия в Катынь, посвященные 70-й годовщине Катынского расстрела, разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. В результате катастрофы погибли 96 человек, находившихся на борту, в том числе глава государства с супругой Марией. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал причиной произошедшего ошибку пилотов. Варшава провела собственное расследование и возложила часть вины на российских диспетчеров.

Светлана ХОХЛОВА |
Выбор читателей