Резкое качественное и количественное увеличение российского военного присутствия в Арктике в последние годы ясно обозначило новый геополитический вектор. Недавно разведанные запасы углеводородов в регионе составляют по прогнозам экспертов до четверти мирового объема. На значительную часть этих ресурсов обоснованно претендует Россия.
Учения 80-й отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота. Фото: Лев Федосеев/ ТАСС
В интервью журналистам нескольких азиатских СМИ глава МИД РФ Сергей Лавров пояснил, что сегодня Россия восстанавливает инфраструктуру безопасности, утраченную в 90-е годы. При этом, как отметил глава внешнеполитического ведомства, помимо решения задач нацбезопасности, время диктует необходимость делать это и в целях международного сотрудничества.
"Когда вдоль границ Российской Федерации растет такой интерес к этому международному маршруту (Северному морскому пути), то мы как прибрежное государство несем особую ответственность за обеспечение не только эффективности, но и безопасности этого маршрута. Необходимо сделать так, чтобы был обеспечен надежный, эффективный контроль не только над морскими пространствами, но и над побережьем вдоль этих морских пространств", - сказал министр в беседе журналистам Монголии, Японии и КНР.
Лавров включил в круг проблем, требующих реагирования, чрезвычайные ситуации: поиск и спасение людей, предупреждение и отражение террористических атак, предотвращение контрабанды и наркотрафика.
Именно гуманитарная поисково-спасательная операция отрабатывается и в ходе совместных учений подразделений ВДВ России и войск государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые проходят в эти дни в Заполярье. Одной из задач, которую решали десантники, была, в частности, высадка на дрейфующую льдину.
Учения ОДКБ в Арктике - это не только уникальный опыт, приобретаемый войсками в экстремальных природных условиях, но и реанимация еще советского арктического проекта, благодаря которому удалось вдохнуть жизнь в казавшиеся недоступными районы крайнего севера. Это своеобразный ответ России и союзников на состоявшиеся в прошлом году учения Arctic Challenge Exercise, в которых приняли участие вооруженные силы стран Европу и США.
Для защиты национальных интересов в Арктике создаётся межвидовая группировка войск. Она будет размещаться на 6 военных базах - на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля. Обустройство четырех из них уже завершено.
Объединенное стратегическое командование (ОСК) "Север", действующее с конца 2014 на базе Северного флота, пополнила созданная в декабре 2015 года 45-я армия Военно-воздушных сил (ВВС) и Противовоздушной обороны (ПВО). Это усиление связано с расширением задач по защите национальных интересов России в Арктике. Прикрывать небо в Арктическом регионе будут истребители-перехватчики МиГ-31 и зенитно-ракетные системы С-400. В прошлом году в регионе были сформированы и развернуты два отдельных зенитных ракетных полка, оснащенных системами С-400 "Триумф". Прикрывать их от воздушных атак будут батареи ракетно-артиллерийских комплексов "Панцирь". Помимо этого на Новой Земле развернут береговой ракетный дивизион, оснащенный комплексами "Бастион".
В общевойсковой составляющей группировки предполагается иметь две мотострелковые бригады. Им предстоит решать задачи по патрулированию прибрежной зоны, охране объектов и территорий вдоль берегов северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечению прохода и сопровождению кораблей по Северному морскому пути, а также демонстрации военного присутствия в Арктике.
Арктические соединения будут оснащены высокопроходимыми транспортными средствами: двухзвенными транспортёрами, снегоходами, кораблями на воздушной подушке. А вооружения и специальная экипировка личного состава адаптированы для северных широт. С учетом климатических условий ведется и боевая подготовка.
В настоящее время завершается формирование отдельной мотострелковой бригады (арктической) в Мурманской области. Второе аналогичное подразделение будет сформировано в Ямало-Ненецком автономном округе, - заявил в одном из своих интервью главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков.
Подготовку командиров арктических мотострелковых взводов ведет Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, где для их обучения есть даже специальный полигон из снега и льда. На нем проложены лыжные трассы различной сложности, в том числе с препятствиями и мишенями для практических занятий на снегоходах, оборудованы огневые позиции из снега и льда для боевых машин пехоты и танков, для расчетов минометов и позиций для стрельбы из стрелкового оружия.
Западные страны проявляют повышенный интерес к наращиванию арктической группировки России. Так, в прессе появились сообщения о возобновлении подледного патрулирования в Арктике британскими АПЛ типа "Трафальгар". Для эффективного противостояния новым угрозам необходимо развивать систему обнаружения субмарин в северных водах, аналогичную американской системе СОСУС. Очевидно, что установка гидроакустических станций займет не один год и потребует больших вложений, однако без них обеспечить присутствие России в регионе будет невозможно. Тем более актуальна проблема в свете принятия на вооружение новейших субмарин проекта 885 "Ясень" и проекта 955 "Борей".
Выступая на одном из собраний собрании "Меркурий-клуба", знаменитый отечественный полярник, депутат Государственной Думы Артур Чилингаров заявил, что возвращение своих позиций в этом регионе – стратегический интерес России:
"Мы проводим работу по восстановлению научного потенциала в Арктике, мы восстанавливаем полярные станции, мы определяем географическое и гидрометеорологическое обеспечение, то, что после развала Советского Союза не проводилось. Мы сегодня не имеем дрейфующей станции "Северный полюс", но мы находим внебюджетные средства, и в январе-феврале, максимум, мы должны организовать новую дрейфующую станцию. Кроме того, мы постоянно организуем с Русским географическим обществом во льдах Ледовитого океана ледовую базу "Борнео" в районе Северного полюса. Она живет очень коротко - полтора-два месяца. Уникальный способ доставки грузов: всё, что надо для жизни на этой станции, сбрасывают с воздуха с помощью самолетов авиации военно-морского флота. Это уникальная база в районе Полюса, где работают более 100 человек. Никто такой способ еще не повторил", - говорит ученый-парламентарий.
Если вспомнить историю освоения российской Арктики, то экономический аспект был главным. Идея Северного морского пути возникла как решение проблемы обеспечения территорий Дальнего Востока страны. Морской путь вдоль северной границы Евразийского континента был гораздо короче, чем через Атлантику и Индийский океан, но и гораздо труднее. Тем не менее, развитие Севморпути дало огромный импульс к развитию всего региона.
Огромное военное значение Арктики стало ясно в ходе Второй мировой войны. Незамерзающий порт Мурманск стал воротами, через которые в сражающийся СССР поступало военное снаряжение по программе ленд-лиза. Но гораздо важнее транспортного значения оказалось географическое. Научные экспедиции в Арктику были сравнимы по важности с глубокими разведывательными рейдами в тыл противника. Именно в зоне Северного Полюса формируются воздушные массы, которые оказывают значительное влияние на погоду в Европе и Атлантике. Зная точный прогноз погоды, немцы могли лучше организовывать атаки на союзные конвои, используя штормы для скрытого слежения и сближения с противником.
На острова Франца-Иосифа, Новой Земле действовали небольшие немецкие метеорологические партии, высаживаемые с подводных лодок, которые регулярно отправляли в центр сообщения об изменениях в погоде.
После окончания войны для руководства СССР стало ясно, что северные границы страны, которые имеют огромную протяженность, представляют собой, по сути, большую дыру, в которую безнаказанно могут вторгаться военные самолеты, действующие с позиции авиабаз в Гренландии и Канаде. С появлением ядерного оружия, военное значение Арктики возросло еще больше. Именно через Северный полюс пролегает кратчайший и относительно безопасный маршрут для стратегических бомбардировщиков. После эвакуации советской промышленности за Урал, во время Великой Отечественной войны образовался новый промышленный регион, где в 50-х годах начали развиваться производства, связанные с атомным оружием. Для натовских стратегов в Европе стало ясно, что удар по Европейской части СССР, легко осуществимый с авиабаз в Германии и Великобритании не сможет нанести большой ущерб промышленности за Уралом. Тем более, что Москва, Ленинград и другие крупные города были неплохо прикрыты системами ПВО.
Путь через "шапку планеты" давал массу преимуществ - во-первых,неожиданность, во-вторых, гораздо меньшее полетное время.
Не случайно после войны в СССР проводились исследования возможности реактивных самолетов совершать посадку на ледовые аэродромы. Аналогичную работу в атмосфере повышенной секретности проводили и в США.
Собственно, работа дрейфующих полярных станция более чем наполовину обслуживала интересы военных - толщина ледового покрова, его характеристики, подледные течения - все это было важно для обеспечения плавания подо льдами подводных лодок с межконтинентальными ракетами.
Усилившаяся группировка российских войск в Арктике требует повышенного внимания к обеспечению инфраструктурой. Любая военная часть формирует вокруг себя небольшой микромир, который населяют члены семей военных, гражданские специалисты, которые отнюдь не приучены стойко переносить "нужды и лишения". Чтобы не дать мирному населению замерзнуть, необходимо возрождать традицию еще советских времен - "северного завоза", для чего необходим атомный ледокольный флот, на пути возрождения которого сделаны пока только первые шаги.
Развитие ледокольного флота подтолкнет партнеров России активнее использовать выгоды перемещения грузов Северным морским путем. Например, большой интерес к нему уже проявляют в Китае. Первые китайские грузовые суда уже прошли в Европу.
Наступивший век нередко называют веком масштабного освоения Севера, и нужно, чтобы он стал веком Русской Арктики. У нашей страны есть все для того, чтобы отстоять свои интересы и использовать ресурсы Севера для своего развития.