После неудачного украинского этапа в биографии феодосийский завод "Море" ждет новая жизнь: производственная база будет обновлена, станут поступать солидные заказы. Такое обещание дал зампред правительства России Дмитрий Рогозин, который посетил предприятие в начале месяца. Он не только осмотрел цеха, но и облетел территорию на вертолете.
Судостроительный завод "Море" в Феодосии. Фото: Дарья Самсонова/ ТАСС
Когда-то завод был ведущим в советском кораблестроении. На нем делали уникальные суда, прежде всего "Ракету" - знаменитый катер на подводных крыльях, а потом "Комету" и "Восход". На предприятии было изготовлено до 40% судов такого типа, построенных в мире.
С середины 80-х гг. прошлого века завод стал местом производства десантных кораблей на воздушной подушке амфибийного типа "Зубр". Такие суда еще состоят на вооружении ВМФ России, и недоброжелателей волнует тот факт, что для "Зубров" доступно 70% береговых линий морей и океанов планеты.
В последние годы производственная база феодосийского завода была похожа на выжженную землю. Предприятие осталось без заказов, а с его территории украли все, что только смогли разобрать. Демонтировали даже подъездную железнодорожную ветку.
Лучшие инженерные и рабочие кадры уехали на заработки в Россию. Украинскую власть не особо волновали перспективы феодосийских судостроителей. Единственным проявлением деловой активности стал заключенный в 2010 г. контракт с Китаем на поставку двух "Зубров" и продажу технической документации на них.
"Такое впечатление, что завод бомбили, Украина хорошенько по нему прошлась "ковровой бомбардировкой", - написал Рогозин в Facebook после визита на предприятие.
И вот теперь с украинским прошлым "Моря" будет покончено. Остатки прежних заказов, давно превратившиеся в хлам и металлолом, разберут на сырье или передадут для нужд ВМФ. Наверное, на плавучие мишени, если, конечно, их удастся как-то доставить в районы выполнения стрельб. Остальное пойдет на переплавку.
Существенным преобразованиям подвергнется производственная база завода. Он уже получил и свое новое имя - Федеральное государственное унитарное предприятие "Судостроительный завод "Море".
В числе объектов, которые предстоит восстановить, - слип (наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду). После реконструкции она сможет принимать корабли водоизмещением уже свыше 800 тонн. Первый этап модернизации завода пройдет до осени этого года.
Дмитрий Рогозин также подчеркнул, что на "Море", помимо военных, в перспективе будут размещаться и заказы для гражданской сферы. В частности, для туристической отрасли. Вице-премьер пояснил, что речь идет как раз о катерах на подводных крыльях. Заказчиками этих судов могут стать и власти Крыма: катера обеспечат полуострову транспортное сообщение и развитие туризма.