России не угрожает нефтяной апокалипсис

Читать в полной версии →
Дефицит вложений в разведку и разработку новых месторождений черного золота в условиях низких цен на сырье не приведет к существенному падению доходов бюджета РФ от экспорта углеводородов

Затянувшийся период рекордно низких цен на черное золото привел к существенному падению инвестиций в добычу. По оценкам экспертов, из нефтяных проектов по всему миру ушло порядка $400 млрд, в этом году отток капитала из отрасли будет примерно таким же.

Буровая установка на Южно-Приобском месторождении ОАО "Газпром нефть". Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Как заявил сегодня на Национальном нефтегазовом форуме глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, дефицит инвестиций скажется на рынке нефти уже в середине 2017 г., а в 2018-м уже может привести к обвалу объемов производства, на восстановление которых до докризисных уровней потребуются колоссальные вложения.

Сейчас у нефтяников просто нет средств на разработку новых месторождений. К тому же из-за западных санкций в России возник дефицит буровых установок для работы на шельфовых месторождениях Арктики и запчастей для них. Снижается и объем доказанных запасов, которых, по данным Минприроды РФ, стране хватит всего на 28 лет.

И все же, несмотря ни на что, Россия продолжает наращивать добычу черного золота. Как это удается? Нефтяная отрасль имеет большую инерцию, и сейчас "выстреливают" проекты, вложения в которые осуществлялись пять-шесть лет, рассказал корреспонденту "Утра" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. "Месторождения, которые были введены в 2013 г., сегодня выходят на максимальный уровень добычи. Поэтому угроз для объемов производства нефти в стране в ближайшие несколько лет нет. Напротив, Россия в этом году может поставить новый рекорд", - уточнил он.

Компания Vygon.Consulting видит потенциал в наращивании добычи в первую очередь за счет так называемых гринфилдов - новых месторождений. Причем включая и те, что вышли на проектную мощность и достигли пика в 2015 г. ("Ванкор", "Верхнечонка", "Талакан" и "Уват"). В 2016-2017 гг. их суммарная добыча стабилизируется. Основной же прирост обеспечат "растущие" гринфилды, запущенные меньше трех лет назад (месторождения имени Требса и Титова, Приразломное, Новопортовское и другие). "Несмотря на низкие цены и западные санкции, Россия, находясь на "новой волне" гринфилдов, будет демонстрировать рост добычи", - считают эксперты.

К тому же, по их мнению, снижение цен на нефть практически полностью компенсировано девальвацией рубля, что поддержало экономику добычи и приемлемый уровень рентабельности нового бурения. В результате в 2017 г. "маховик" российской нефтедобычи не остановить", отмечают в Vygon.Consulting, оценивая потенциал увеличения добычи жидких углеводородов в РФ до 11,39 млн баррелей в сутки.

Аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко также полагает, что представители добывающего сектора РФ несколько лукавят, говоря о нехватке инвестиций. По его словам, во многом текущие проблемы отрасли, да и всей экономики связаны с тем, что нефтяники и бюджет привыкли получать сверхприбыли при ценах выше $100 за баррель. "Однако ничего смертельного для отрасли за последние два года спада в экономике не произошло. Уровень добычи растет, увеличились и рублевые доходы компаний в результате девальвации", - уточнил он.

В перспективе отечественные нефтяники будут наращивать экспортные доходы за счет сокращения объемов переработки и внутреннего потребления нефтепродуктов, отмечают в Vygon.Consulting. В условиях кризиса в 2015 г. впервые за новейшую российскую историю произошло падение спроса на автомобильный бензин на 0,5 млн тонн (1,3% по сравнению с 2014 г.). Снижается и потребление других видов топлива вслед за уменьшением грузоперевозок.

Между тем, по словам Пикина, мировая нефтедобыча потеряла уже из-за низких цен порядка $2 трлн и ожидать от нее существенных инвестиций в новые проекты не приходится. А значит, через пять-семь лет нефти будет добываться меньше, в том числе и в России. "Эта угроза должна подтолкнуть правительство к изменению системы налогообложения отрасли. Возможно, перейти, наконец, как планировалось, к системе, основанной на налогообложении финансового результата компаний", - полагает он.

Министерство финансов в 2015 г. отказалось от снижения экспортной пошлины на нефть в рамках так называемого "налогового маневра" из-за падения доходов бюджета. Как заявил, выступая на Национальном нефтегазовом форуме, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, правительство определит в ближайшие месяцы подходы в налогообложении нефтяной отрасли, которые устроят всех. При этом он не уточнил, готовы ли власти пойти на снижение экспортных пошлин на нефть в условиях дефицита бюджета.

Падение нефтедобычи в РФ, а значит, и экспорта углеводородов, если оно произойдет в перспективе, не должно повлиять на доходы государства и соответственно его социальные обязательства, уверен Сергей Пикин. "Здесь важно, при какой цене произойдет это снижение. Ожидается, что баланс спроса и предложения на сырьевом рынке восстановится уже к середине 2017 г., и стоимость черного золота вернется в район $60-70 за баррель. А при таких ценах вполне можно жить, продавая меньше нефти за большие деньги", - пояснил директор Фонда энергетического развития. 

Игорь ЮРЬЕВ |
Выбор читателей