Красная Армия на момент начала Великой Отечественной войны была одной из лучших в мире. Последующие события это подтвердили. Не в последнюю очередь победа была достигнута благодаря превосходству советского оружия над немецким. Победа ковалась не только на фронтах, но и в конструкторских бюро, где к штыку был приравнен рейсфедер.
Оружие пехотыВеликая Отечественная война, фронтовая бригада за сборкой самолетов "Ильюшин -2". Фотохроника ТАСС
В начале войны вооружение Красной Армии было качественно лучше армий Европейских стран, которые оккупировали немецко-фашистские фоска. Основным оружием пехоты была винтовка Мосина, калибра 7,62 миллиметра образца 1891/30 года. Это было мощное, надежное, простое в освоении и технологичное в производстве оружие. Утверждение о том, что немецкая армия была сплошь с автоматами – ложь. Основным оружием Вермахта так же была винтовка – Маузер 98/к. Что касается знаменитого "шмайсера", как иногда называют немецкие пистолеты-пулеметы МР-38/40, то изначально они разрабатывали для вооружения десантников и танковых экипажей. В пехоту такое оружие было только у унтер-офицеров и бойцов пулеметных расчетов. Кстати и само название "шмайсер" ошибочное. Конструктор Хуго Шмайсер к этому пистолету-пулемету отношения не имел. Эффективная дальность стрельбы из такого оружия не превышала 150-200 метров. Кроме винтовок Мосина на вооружении Красной Армии были самозарядные винтовки Токарева. Это оружие, которое позволяло вести автоматический огонь, оказалось настолько удачным, что немцы предприняли попытку его скопировать, в результате чего появилась винтовка G-43, правда не такая эффективная, как изделие Токарева.
Советским ответом немецким пистолетам-пулеметам были аналогичные модели конструкторов Шпагина и Дегтярева. Оружие Шпагина ППШ получило большее распространение за счет большей технологичности и простоты производства и стало легендарным. Образ красноармейца, вооруженного оружием с дисковым магазином – стал хрестоматийным. Не брезговали "шпагиным" и немцы, сохранилось множество кадров кинохроники, где бравые эсесовцы идут с нашими автоматами, которые ценились за надежность, удобный деревянный приклад и вместительный дисковый магазин на 71 патрон. Принятый на вооружение в 1943 году ППС – пистолет-пулемет Судаева оказался еще более простым и надежным оружием и многими экспертами признан одним из лучших в своем классе.
Бойцы 3-его Белорусского фронта (ППШ и ПТРД). Фото: Становов Александр/ ТАСС
В первый период войны, когда остро стояла проблема недостатка противотанковых средств в пехоте, в рекордно короткие сроки были спроектированы и запущены в производство противотанковые ружья конструкции Дегтярева и Симонова – соответственно ПТРД и ПТРС. Именно с этим оружием воевали герои фильма "Они сражались за Родину" - Лопахин и Копытовский. Ружье, калибром 14,5 миллиметров стало неприятным сюрпризом для немецких танкистов. Главное преимущество такого оружия – незаметность, относительная компактность и, опять же, просто та в освоении и массовом производстве. На расстоянии до 300 метров бронебойная пуля была способна пробить до 35-40 миллиметров брони. Этого хватало, чтобы бороться с немецкими танками начального периода войны. Противотанковые ружья оказались неэффективны против появившихся более тяжелых и хорошо защищенных танков, но с поля боя не исчезли. Оказалось, что они могли успешно работать по амбразурам ДОТов и ДЗОТов, при необходимости вести огонь по самолетам, и по-прежнему оставались смертоносными для автомобилей и легкой техники. Бойцы в шутку называли бронебойщиков "рыбаками", поскольку ружье было длинным, а при переноске напоминало удочку.
Только к концу войны в немецкой армии появилось более-менее эффективное противотанковое средство – "Панцерфауст", который чаще по ошибке называют "Фаустпатрон". Но даже такое "чудо оружие" не помогло изменить ход войны.
Артиллерия
Советские конструкторы во время войны создали несколько артиллерийских систем, переживших свое время более чем на полвека. Орудие ЗиС-3, конструкции Василия Грабина, установлено сегодня практически на всех памятниках, посвященных Великой Отечественной войне. По совокупности характеристик, ЗиС-3 – одно из лучших орудий за всю историю артиллерии. Одним из главных его достоинств был небольшой вес, который позволял расчету из 5-6 человек перекатить пушку буквально собственными руками. Эти орудия стали основой истребительно-противотанковых полков, которые сыграли важную роль в победе под Курском. При любой возможности немцы охотитлись за трофейными советскими пушками. У противника ЗиС-3 получила название "ратш-бум". Это означало, что сначала слышали взрыв попавшего в цель снаряда, а потом уже доносился выстрел пушки.
Сталинград. Орудийный расчет на территории завода "Красный Октябрь" (орудие ЗиС-3). Фотохроника ТАСС
Вместе с ЗиС-3 с танками воевали и знаменитые "сорокопятки" - пушки калибром 45 миллиметров. К 43 году броня немецких танков стала толще, но "сорокопятки", хоть и не могли бороться с машинами новых модификаций, до конца войны оставались на вооружении пехоты. За счет небольшого веса и низкого силуэта, орудие могло действовать непосредственно в боевых порядках войск. По баллистике снаряд "сорокопятки" был сравним с винтовочной пулей "трехлинейки". Ветераны вспоминают, что опытный наводчик мог с уже первого выстрела положить снаряд прямо в амбразуру. За счет высокой кучности огня пушка могла эффективно бороться с ДОТами и ДЗОТами противника. А во время городских боев расчеты легко затаскивали пушку на верхние этажи зданий. Встретив войну на границе, "сорокопятки" дошли до Берлина.
Танки
Бронетанковые войска – основная ударная сила сухопутных войск. Обладая сочетанием брони, мощного орудия, подвижности, танк господствует на поле боя. Накануне войны основой механизированных корпусов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) были легкие машины БТ различных модификаций. Они обладали высокой скоростью, однако броня оказалась слабовата. Тем не менее уже летом 1941 года немецкие танкисты ощутили, что их танки являются уязвимыми для БТ.
Еще большим шоком для немецкой армии стали поступившие на вооружение РККА танки - средний Т-34 и тяжелый КВ (Клим Ворошилов). "Снаряды отскакивают от брони русских танков!", "Их очень трудно подбить", "Орудие Т-34 поражает любой немецкий танк с дистанции превышающей эффективную дальность орудия последнего" - то и дело читаем мы в мемуарах гитлеровских вояк. Конструкция Т-34 была шедевром простоты. Наклонные листы брони обеспечивали повышенную снарядостойкость, а дизельный двигатель был более пожаробезопасен. Броня КВ была еще толще, и для немцев встреча с ним становилась настоящим кошмаром. Однако "тридцатьчетверки" и КВ первых лет войны все же имели недостатки – массовый выпуск этих машин налаживали в большой спешке. Однако к моменту коренного перелома в войне эти проблемы удалось устранить. Надо заметить, что сделано это было весьма своевременно, поскольку советским танкам к этому моменту противостояли уже новые немецкие машины.
Появившиеся в начале 1943 года "Тигры" превосходили "тридцатьчетверки" и по дальности прямого выстрела, и по толщине брони, и калибру орудия. Адаптированная под установку в танк немецкая зенитка FLAK-36 калибром 88 миллиметров была грозным оружием. Однако, и у нее имелись свои недостатки. Высокая начальная скорость снаряда обеспечивала хорошее бронепробитие, но малый вес фугасной гранаты делал орудие неэффективным средством поддержки пехоты.
Берлин. Советские танки на улицах города (танк ИС-2) Фотохроника ТАСС
Советские конструкторы пошли по другому пути - появившийся зимой 1944 года танк ИС-2 (Иосиф Сталин) имел 122 миллиметровое орудие. Да и броня его стала значительно толще. Это был не просто тяжелый танк, а танк прорыва, главной задачей которого было взламывать немецкую оборону. И он с ней успешно справился. ИС был тяжелым танком, и установка на нем тяжелого орудия была оправданной. При этом он почти на 10 тонн был легче германского "Тигра", калибр орудия которого был меньше! Вес тяжелых немецких танков выдерживали далеко не все мосты и железнодорожные платформы, да и сам процесс их производства был несравнимо более сложным, как и обслуживание немецкой техники. Часто основные потери танки несли не от огня противника, а от поломок. Так, боевой дебют танков "Пантера" на южном фланге Курской дуги был омрачен выходом из строя более двух третей этих машин вообще не смогли выйти на поле боя из-за поломки двигателей.
На вызов немецкой "кошачьей стаи" советские конструкторы ответили "Зверобоем" - самоходкой СУ-152 на базе КВ. В броневой рубке была установлена полевая 152-миллиметровая гаубица, снаряды которой разносили в клочья любой немецкий танк. Чуть позже на вооружении была принята СУ-100 – самоходная установка, вооруженная 100 миллиметровым орудием, уверенно поражавшим даже новейшие немецкие машины. В фильме "На войне как на войне" экипаж младшего лейтенанта Малешкина воюет как раз на СУ-100.
Не стоит забывать и легкие советские танки – Т-50, и Т-60, которые сыграли немалую роль в войне. Когда массовый выпуск Т-34 еще не был налажен в полной мере, а фронт требовал танки, в срочном порядке были разработаны легкие машины, производство которых можно было наладить с широким использованием автомобильных агрегатов. Легкие машины с 45 миллиметровым орудием и 20 миллиметровой авиационной автоматической пушкой широко использовались для поддержки пехоты. А за счет маневренности, низкого силуэта и неплохого обзора при грамотном использовании они могли бросить вызов и танкам противника.
Авиация
В начале войны авиация Красной Армии понесла ощутимые потери. Основная часть авиапарка была представлена истребителями Поликарпова И-15 и И-16 различных модификаций. Новейших самолетов Яковлева и Микояна было относительно немного, и конструкция их была пока недостаточно отработана в производстве. Тем не менее, летчики приняли бой, и скоро немцы узнали, что и на "ишачках" можно неплохо воевать. Добиться паритета в 1941-42 годах в какой-то степени помогли и поставки по ленд-лизу. Британские "Харрикейны" и американские "Кёртиссы" были немногим лучше "ищачков", но все-таки уступали немецким Мессершмиттам и Фокке-Вульфам. Ситуацию в небе изменили Як-3 и Ла-5. Достоинством первого была легкость конструкции, за счет чего удалось повысить скороподъемность и маневренность, преимуществом второго было вдобавок и мощность двигателя, и усиленное вооружение – две скорострельные пушки.
Еще одним из символов войны стал штурмовик Ил-2. Серийных самолетов, специально предназначенных для поддержки наземных войск, не было на вооружении ни одной армии. Главное новшество ильюшинского детища - бронирование наиболее важных узлов конструкции, кабины пилота и стрелка-радиста. Самолет мог нести реактивные снаряды на внешней подвеске под крыльями и атаковать ими наземные цели. Стрелковое оснащение тоже было впечатляющим - две автоматические пушки и два пулемета в крыльях "выкашивали" пехоту противника и легкую технику на штурмовых заходах. Пулемет, установленный в задней кабине, не давал вражеским истребителям безнаказанно заходить в хвост.
Советские штурмовики Ил-2 над Берлином. Фотохроника ТАСС
Впечатленные советскими штурмовиками немцы попытались создать нечто подобное - усилия фирм Хеншеля и Юнкерса создать атакующий самолет, в принципе, увенчались успехом, однако число построенных машин было совершенно недостаточным для фронта.
В целом техническое превосходство советской армии, обеспеченное передовой конструкторской мыслью, оказалось подавляющим и стало залогом ее Великой победы, хотя, конечно, войны выигрывает не оружие, а люди.