Школа слетает с катушек

Читать в полной версии →
Российские старшеклассники на этой неделе начнут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Стрессовая обстановка может стать катализатором конфликтов как в среде подростков, так и между ними и учителями

На днях в США кандидат в президенты Дональд Трамп заявил прямо: он, конечно, не хочет, чтобы в американских школах появилось оружие, но в ряде случаев учителям оно все-таки нужно - потому что порой в учебных заведениях творятся невероятные вещи.

В американском штате Орегон в результате стрельбы в школе погиб подросток. Фото: ZUMA

Тут можно вспомнить трагедию в одной из начальных школ Коннектикута в декабре 2012 года. Тогда 20-летний Адам Лэнз с расстройством психики (он страдал синдромом Аспергера - это легкая форма аутизма при нормальном уровне интеллекта) сначала дома убил спящую мать, а затем приехал в учебное заведение, где застрелил 20 детей и 6 взрослых. По закону в США на территории школ запрещено носить оружие кому бы то ни было. Этим и воспользовался Лэнз, чья мать хранила дома настоящий арсенал: в учебном заведении не нашлось ни одного вооруженного человека, который мог бы его остановить. Но стоило преступнику услышать полицейские сирены, как он покончил с собой, застрелившись из того же оружия, которым убил два с лишним десятка человек.

Оставим на время США и вернемся в Россию. В нашей стране, как известно, свободное ношение оружия под запретом. Получается, нам можно не опасаться за детей, которые каждый день уходят в школы учиться, да и учителя могут жить спокойно?

Первое, что вспоминается, - стрельба в московской школе в феврале 2014 года. Десятиклассник Сергей Гордеев взял из домашнего сейфа карабин и винтовку, принадлежавшие его отцу, и пришел в школу. Там он подошел к кабинету, где в то время у его класса шел урок географии, убил учителя Андрея Кириллова и захватил в заложники своих одноклассников. Позже он также убил полицейского Сергея Бушуева и тяжело ранил другого сотрудника МВД Владимира Крохина.

Гордеева признали невменяемым, и все апелляции потерпевших и их родственников решения не изменили. Вскоре появились версии, что школьник-отличник обозлился на географа из-за того, что учитель ставил ему не те оценки. Позже учительница русского языка и литературы призналась, что накануне преступления у нее с Гордеевым вышел жаркий спор: ученик хотел доказать ей, что милосердия не существует. Педагог предположила, что десятиклассник, взяв оружие, шел к ней, но опоздал, а урок географии был следующим.

Этот случай стал первым в истории России, когда в школе была учинена стрельба. Новых после него пока не было. Можно ли сказать, что трагедия не повторится, - мол, все уже ученые теперь?

В феврале этого года стало известно о другом нападении ученика на учительницу в одной из московских школ. На этот раз агрессором стал четвероклассник. Все началось с беседы об учебе, которую классная руководительница решила провести с детьми. Саша Н. вел себя в это время шумно и всем мешал. В ответ на замечания педагога высмеивал ее. Учительница выгнала его из класса. Тогда четвероклассник оторвал от дивана, стоявшего в коридоре, деревянный подлокотник и принялся избивать 28-летнюю женщину. За нее вступился одиннадцатиклассник, но десятилетний агрессор укусил его и продолжил бить педагога. Известно, что и до этого он постоянно хулиганил, нападал на сверстников и тех, кто помладше.

В 2010 г. в городе Шелехове Иркутской области девятиклассники систематически издевались над 73-летней учительницей физкультуры и избивали ее, снимая свои "подвиги" на видео. Ролик они выложили в сеть интернет, что и помогло их поймать.

Примеры проявлений агрессии и жестокости в российских школах (как учениками в отношении учителей, так и в обратную сторону) каждый из нас может легко найти сам. Достаточно задать в поисковике "ученики избили учителя" или "учитель бил учеников". Количество ссылок производит впечатление.

Теперь ненадолго вернемся в США. После трагедии в Коннектикуте как никогда громко заговорили о том, чтобы запретить свободное ношение оружия в стране или хотя бы серьезно ограничить это право. В свою очередь, противники этих запретов считают, что ужасных последствий можно было бы избежать, будь у педагогов оружие. Преступник вовсе не пошел бы в школу, зная, что его тут же пристрелят учителя. А пошел бы, так оказался убит или тяжело ранен после первых же выстрелов.

Вот и кандидат в президенты Дональд Трамп считает, что в некоторых школах педагогам просто необходимо иметь оружие. Конечно же, в целях самообороны… но скажите, как определить, какая школа нуждается в оружии, а какая - нет? Как определить, какую школу захочет избрать мишенью очередной псих, а мимо какой пройдет, не обратив внимания?

Как выпустить джинна из бутылки и при этом оставить его на привязи?

На эти вопросы внятного ответа не существует. Да и в России, несмотря на то что волна насилия захлестнула школы давным-давно, до сих пор никто не знает, как добиться мира для учебных заведений. Если почитать комментарии людей под новостями об очередном таком конфликте (а сколько еще драк, побоев, издевательств остаются в тени?), то можно легко убедиться в том, что глубокого знания проблемы в обществе просто нет. Кто-то тут же начинает защищать учеников-агрессоров, говоря, что учителя сами провоцируют своими нападками и придирками. Кто-то требует чуть ли не линчевать подростков. Кто-то, наконец, предлагает превратить учебные заведения в школы строгого режима. И все эти предложения направлены на искоренение следствий, а не на решение ключевой проблемы.

Как и в США, в России общество, по сути своей, предлагает гонку вооружений: на агрессию одной стороны надо ответить еще большей агрессией - чтобы неповадно стало.

Можно легко припомнить, к чему привела гонка вооружений в советскую эпоху: невероятным по своим масштабам ядерным арсеналам СССР и США, одним полушагом до катастрофы планетарного масштаба во время Карибского кризиса. Наконец, истощением могучего государства, тратившего большую часть сил на противостояние "империалистической угрозе".

Все то же самое верно и для любого другого конфликта, будь это столкновение интересов корпораций, семейные ссоры или же наш случай - агрессия в школах.

Тогда где же решение проблемы и есть ли оно?

Есть такое выражение: не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя. Дети гораздо внимательнее относятся не к нашим нотациям, а к нашему поведению. Берут на вооружение наши слова, наши поступки, наши всплески эмоций и повторяют за нами. Так работает детская психика: стремиться стать подобным родителю.

Практически бесполезно заставлять подростков (и даже тех, кто помладше) вести себя подобающим образом в школе, если дома родители с самого начала подавали детям совсем другой пример. И на слова "рос в благополучной семье" здесь вряд ли стоит ориентироваться.

Да, это звучит банально, но тем не менее остается справедливым: истоки нынешней жестокости, царящей в российских школах, заложены в российских же семьях. И даже если "завинтить гайки" до предела, крышка парового котла все равно рано или поздно прохудится. Или ее и вовсе сорвет с креплений.

Одномоментного выхода из сложившейся в школах ситуации нет и быть не может. Единственный путь - с самого начала прививать детям правильные нормы поведения (вместе с пониманием, почему надо думать и поступать именно так, а не иначе) дома. И ждать, когда новое поколение школьников сменит нынешнее.

Вот только потом у сегодняшних агрессоров, выросших в "благополучных семьях", появятся собственные дети. Какой пример будет у этих малышей перед глазами - большой вопрос.

Михаил ВЕТРОВ |
Выбор читателей