Астронавты доберутся до МКС автостопом

Читать в полной версии →
США не стали продлевать контракт на доставку астронавтов на МКС на российских "Союзах". Тем самым американцы хотят поддержать собственных конструкторов, дела у которых в последнее время идут не слишком гладко

Перед американскими астронавтами через пару лет встанет вопрос, на чем добираться до Международной космической станции. NASA и Роскосмос после 2018 г. не планируют заключать новый контракт на доставку американцев на околоземную орбиту. Отсутствие соглашения не означает, что специалисты из США больше не появятся на борту российских космических кораблей, однако для этого Штатам необходим собственный космический флот.

SpaceX Falcon 9 стартует с мыса Канаверал на МКС. Фото: Zuma/ Global Look

О нежелании сторон продлевать действующий договор 24 мая заявил заместитель главы NASA по пилотируемым программам Уильям Герстенмайер. "У нас есть контракт до 2018 года. После 2018 года контракта нет", - сказал представитель космического агентства.

По словам Герстенмайера, в новом соглашении с Роскосмосом попросту нет необходимости. Дело в том, что сразу три американских компании - SpaceX, Boeing и Lockheed Martin - в настоящий момент работают над собственными кораблями для доставки астронавтов на МКС. Запуск космических кораблей Dragon, CST-100 Starliner и Orion запланирован на конец 2017 - начало 2018 года.

Когда Соединенные Штаты обзаведутся своими кораблями, две космических державы смогут возить специалистов на орбиту поочередно, на основании взаимозачетов. Предполагается, что после 2018 г. американские астронавты продолжат летать на российских "Союзах" (один человек на один экипаж), а российские космонавты будут летать на американском корабле (также по одному представителю России на один экипаж). Поэтому заключать контракты и платить друг другу деньги не потребуется.

Отсутствие новых соглашений подтвердили и в Роскосмосе. "Мы работаем с нашими партнерами в рамках действующих контрактов, новые заключать не планируем", - сообщил журналистам замглавы госкорпорации Сергей Савельев.

После сворачивания американской программы шаттлов в 2012 г. и вплоть до настоящего времени членов экспедиций на Международную космическую станцию доставляют только российские корабли "Союз". За каждый полет NASA платит нашей стране порядка 1 млрд рублей.

В середине мая РКК "Энергия" (производитель российских космических кораблей) сообщила, что на 2018-2019 гг. Россия и США подписали договор на доставку к МКС и возвращение на Землю шестерых американских астронавтов. За эти услуги Хьюстон должен был заплатить российской стороне 5,7 млрд рублей. Однако, если верить официальным представителям космических агентств, эта сделка не была заключена, и теперь Россия не получит указанной суммы.

Американская сторона заинтересована в том, чтобы деньги достались доморощенным производителям ракет. Кроме того, для США это вопрос престижа. Окончание эпохи шаттлов многие американцы восприняли болезненно именно потому, что для большой космической державы не иметь корабля такого класса - немыслимое дело. После завершения программы "Спейс-Шаттл" разработкой космических кораблей многоразового использования занялись Индия, Япония, Россия и ЕС, но США заинтересованы лишь в собственных летательных аппаратах.

Самыми многообещающими и широко раскрученными проектами являются корабли от компаний SpaceX и Boeing. Они разрабатываются и строятся на частные деньги, а потому государство в них заинтересовано особо: можно не оплачивать многочисленные пробы и ошибки, а купить у производителя уже готовый результат. Пилотируемые аппараты, которые сейчас проходят предварительные испытания, действительно поражают воображение. Тем не менее, как выясняется, дорога американцев к собственному "такси до МКС" полна трудностей.

После нескольких неудачных попыток запуска первую ступень ракеты Falcon 9, выпущенной компанией миллиардера Илона Маска SpaceX, удалось дважды удачно посадить на платформу в океане после запуска в космос. До этого первые ступени космических ракет всегда были одноразовыми, поэтому успешная посадка - это уже большой прорыв. Впрочем, радость омрачило признание инвестора, что севшая ступень настолько пострадала от удара, что не годится для повторного использования.

Хватает проблем и у Boeing. В середине мая компания сдвинула на неопределенный срок запуск пилотируемого космического корабля CST-100 Starline. Предполагалось, что корабли, создаваемые Boeing, позволят увеличить численность экипажа орбитальной станции до семи человек, благодаря чему научным исследованиям можно будет уделять гораздо больше времени и сил. С Boeing уже было заключено соглашение на два таких рейса.

Причину переноса испытаний компания официально не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну и государственные интересы. Эксперты говорят, что проблемы могли быть связаны с уменьшением рабочей массы аппарата, аэродинамическими сложностями и трудностями при интеграции корабля с ракетой Atlas. Варианты исправления недостатков уже есть, заявили в компании, однако они требуют длительной и более детальной проработки. В связи с этим заявленные ранее планы по запуску пилотируемого корабля для полетов к МКС до конца 2017 г. оказались под угрозой срыва.

Если SpaceX и Boeing не уложатся в отведенные NASA сроки, то после завершения действующего соглашения с российской стороной участие американских астронавтов в работе МКС может быть приостановлено. Заявление космического агентства США о нежелании пролонгировать контракты с Роскосмосом, возможно, следует воспринимать как имиджевый ход. На фоне проблем, возникших у частных конструкторов, NASA попросту решило поддержать отечественных производителей, убедив их, что в Хьюстоне на них все еще рассчитывают.

Антон МЕСНЯНКО |
Выбор читателей