Очередной инцидент с участием разведывательного самолета США произошел на Дальнем Востоке. По сообщениям СМИ, российским диспетчерам пришлось срочно давать указания иностранным пассажирским бортам, следующим из Японии, менять высоту или, как говорят специалисты, эшелон полета, на пятьсот метров, чтобы избежать возможного столкновения. Самолет не отвечал на запросы диспетчеров.
Самолет-разведчик RC-135U. Фото: Leonid Faerberg/ Global Look
За текущий месяц это уже не первый случай инцидента с американскими разведчиками. Напомним, что ранее, 9 и 13 мая, в районе Калининградской области, где расположены базы и военные объекты Балтийского флота, российскими истребителями был перехвачен разведывательный самолет США, взлетевший с авиабазы "Милденхолл" в Великобритании. Спустя два дня аналогичный самолет-разведчик был вновь перехвачен истребителем Су-27, взлетевшим с аэродрома в Калининградской области. 25 мая была зафиксирована подозрительная активность вблизи российских границ над Мурманской областью и Дальним Востоком.
Конечно, разведка с воздуха вдоль границ "вероятного противника" ведется с тех пор, как появились соответствующие самолеты и оборудование. Но в мирное время полеты военной авиации, в соответствии с международными соглашениями, допускаются только над нейтральной территорией. На любой "случайный" залет в свое воздушное пространство, страна, границы которой попраны, оставляет за собой право использовать все средства для усмирения нарушителя, вплоть до уничтожения. Именно так и произошло в истории со злосчастным южнокорейским "Боингом", который был сбит в небе над территорией Советского Союза 1 сентября 1983 года. Точные причины инцидента до сих пор не установлены, однако многие военные эксперты придерживаются точки зрения, что отклонение от маршрута на целых 500 километров было неслучайно, и под прикрытием пассажирского борта велась разведка объектов Тихоокеанского флота, расположенных на Камчатке.
Сегодня американцы не решаются так вероломно использовать пассажирские самолеты, однако разведчики Boeing RC-135U различных модификаций, сделаны на основе пассажирского лайнера, поскольку особенности конструкции такого самолета таковы, что позволяют разместить на борту большое количество специального оборудования. По идее, мощные приборы, как раз должны обеспечить самолету возможность не подлетать близко к опасной зоне границы и вести разведку с безопасного расстояния, но американцы действуют намеренно провокативно.
Впрочем, нынешний интерес Соединенных штатов к территории, над которой произошел инцидент, может объясняться и тем, что в состав подводных сил Тихоокеанского флота недавно вошла атомная подводная лодка "Владимир Мономах", новейшего проекта "Борей", которая вооружена 16 ракетами "Булава", способными преодолевать систему американской ПРО.
Что касается пристального внимания к Калининграду, то бывшие прибалтийские республики СССР - единственные страны НАТО, с которыми наша срана граничит по суше, а военному руководству блока интересно оценить способность нашей системы ПВО реагировать на возможные вторжения. С нарушениями на севере, в районе Мурманска, все тоже достаточно ясно: Кольский полуостров - это базы Северного флота, самого большого и мощного в России. Интерес к местам базирования кораблей и подводных лодок всегда был велик.
С какой-то натяжкой можно сравнить наглые действий разведчиков с разведкой боем. Самолет специально походит на близкое расстояние и не подает опознавательных сигналов в надежде подействовать на нервы и спровоцировать включение радиолокационных установок противовоздушной обороны. Как только локаторы будут включены, хитрая аппаратура на борту разведчика запишет характеристики их работы, а это значит, что на основании полученных данных можно выработать эффективные средства противодействия. Понятно, что такой сценарий наших военных не устраивает, поэтому всякий раз при появлении RC-135U у российских границ, его мягко, но настойчиво сопровождают наши истребители. Американцы так же поступают с нашими самолетами.
Сама практика разведывательных полетов вполне нормальна, однако за время "холодной войны" летчики СССР и США выработали некий негласный "джентельменский кодекс", главное правило которого можно сформулировать как "летаем рядом, но друг друга не трогаем". Разумеется, в случае получения боевого приказа, действия каждой из сторон были бы иные. Но обе страны понимали степень ответственности и не стремились намеренно накалять обстановку.
Кажется, что сегодня американцы забыли о правилах поведения в воздухе. Появление разведывательных самолетов на трассах международных пассажирских авиалиний – ход достаточно безответственный.
Авиационный эксперт, Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов заявил "Утру", что по всем международным правилам, запрещено какому-либо самолету без разрешения и при отсутствии опознавательных сигналов и радиосвязи занимать эшелоны, в которых совершаются транспортные и пассажирские авиаперелеты. По его словам, "пред вылетом экипажи знакомятся с соответствующими документами, где все прописано – эшелоны, поворотные точки. Появление на этих трассах посторонних летательных аппаратов – грубейшее нарушение всех международных правил и принципов безопасности полетов".