Крушение самолета компании EgyptAir, унесшее жизни 66 человек, может окончательно поставить на колени египетский турбизнес, превратив некогда популярнейший мировой курорт в "запретную зону". Все больше отдыхающих предпочитают держаться подальше от знаменитых пирамид и местных курортов. И хотя причины крушения лайнера до сих пор не установлены, это событие, ставшее третьим в ряду себе подобных (после взрыва террористами российского воздушного судна и недавнего угона самолета той же EgyptAir), не может оставить туристов равнодушными.
Фото: R. Tscherwitschke/ Global Look
Пока авиационные специалисты ведут расследование, а египетские власти пытаются преуменьшить влияние последней трагедии на туристическую индустрию страны, упирая на то, что подобное происшествие могло произойти в любом месте, местные отели беспрецедентно снижают цены. Лучшие гостиницы Шарм-эль-Шейха, за одну ночь в которых туристы привыкли платить до $300, сегодня предлагают номера за $25-50, пишет The Daily Mail. Так, цена номера в Radisson Blu Resort опустилась до $26-27. В соседней Иордании в отеле той же цепочки Radisson Blu Tala Bay Resort на побережье Красного моря стоимость похожих номеров начинается от $170 за ночь.
Страдает не только гостиничный бизнес. Вокруг пирамид в Гизе, где раньше всегда было не протолкнуться среди туристов и тех, кто их обслуживает, сегодня практически пусто. Так же пусто по вечерам в курортных ресторанах, которые держатся из последних сил. Многие отели, точки общепита, сувенирные лавки и магазины уже закрыты. Шарм-эль-Шейх, где в былые времена в сезон работали до 6 миллионов человек, а сегодня, по оценкам местных жителей, не более 300 тысяч, по выражению одного из работников туризма, стал похож на город-призрак.
Британцы наряду с россиянами обеспечивали Египту один из самых мощных туристических потоков. Сейчас и те и другие лишены прямого авиасообщения с этим направлением. Но российским гражданам в случае его возврата не стоит рассчитывать на аналогичные скидки, полагают отечественные эксперты.
Египтяне прекрасно понимают, что в отличие от британских граждан у россиян сегодня практически нет других альтернатив, зато есть огромный отложенный спрос, и попытаются максимально использовать эту ситуацию, чтобы хоть как-то компенсировать свои потери. Однако небольшое снижение цен по сравнению с прошлым годом все же возможно.
Египетские власти не теряют надежды вернуть российских туристов. Двадцать пятого мая замминистра транспорта РФ Валерий Окулов сообщил, что аэропорты страны обещали выполнить российские требования по авиационной безопасности к концу первого полугодия 2016 года.
По данным профессионального отраслевого портала Tourdom.ru, у российской стороны тоже есть достаточно веский аргумент не слишком сильно упорствовать в этом вопросе, причем гораздо более весомый, чем стенания отрасли, лишенной сразу двух главных "кормильцев". Дело в том, что Минпромторг заключил контракты на поставку самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) той самой авиакомпании EgyptAir, однако не может передать египетской стороне борта в связи с запретом полетов в страну.
Перевозчик заинтересован в закупке до 40 судов, но главным образом для того, чтобы перевозить российских же туристов из разных городов. Поэтому решение о приобретении лайнеров будет зависеть от возобновления маршрутов из России в Египет. И Минпромторг весьма в этом заинтересован.
Возобновление полетов в Египет вызовет резкое снижение турпотока в Тунис, который среди зарубежных направлений выступает главным бенефициаром сложившейся ситуации, поскольку по своим характеристикам - климат, цены, уровень сервиса, отсутствие виз - в наибольшей степени соответствует закрытым направлениям.
Лишатся значительной доли отдыхающих и российские курорты, в первую очередь Сочи и Крым. Хотя, по данным недавнего опроса ВЦИОМ, Крым стал главным предметом отпускных мечтаний россиян - 36% граждан страны хотели бы провести там лето, притом что реально отдохнуть на полуострове планирует всего 8% опрошенных. Столько же собираются на Черноморское побережье Кавказа. Еще 9% - в другие города России.
Заграница, если верить результатам исследования, выходит из моды. Туры в другие страны планируют лишь 3% опрошенных. Да и доля тех, кто об этом мечтает, неуклонно снижается: с 2013 по 2016 год она упала с 33% до 21%. В нынешнем году по числу желающих заграницу обошел не только Крым, но и другие черноморские курорты страны (они собрали 23%).
Однако социологам хорошо известно, что декларировать намерения и реально их осуществлять - не одно и то же. Внезапную любовь россиян к Крыму лишь отчасти можно объяснить патриотическими чувствами и следствием государственной пропаганды. Когда люди говорят о своих желаниях, они все равно инстинктивно соотносят их со своими возможностями, поясняют эксперты. Так, человек без крыши над головой будет мечтать о маленькой квартирке, а не о роскошном дворце. А Крым и Сочи сегодня - самые доступные по цене пляжные направления для отдыха.
Если же дело дойдет до реального выбора, то при прочих равных условиях велика вероятность того, что россияне не задумываясь изменят свои мечты и предпочтут Египет с его развитым туристическим сервисом. Ведь спрос на российские курорты растет не из-за улучшения качества отдыха, а от безысходности. Сами же курорты, по словам заместителя председателя Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрия Давыденко, просто пользуются благоприятной ситуацией и собирают деньги, не вкладываясь в развитие инфраструктуры и сервиса.